Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития творческой активности детей подросткового возраста

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития творческой активности детей подросткового возраста

Страница 2

Исследователи подчеркивают (Н.П. Аникеева и др.), что при изменении позиции ученика изменяются и социальные ожидания окружающих. Поэтому чрезвычайно важно придать гласности достигнутые учеником успеха. В этом случае успех, переживаемый в одном виде деятельности, побуждает к достижению успеха в других видах деятельности. {LINKS}

Более того, ситуация успеха должна соответствовать возможностям школьника, для которого она создается учителем. Раскрывая психологические особенности учителя по моделированию и созданию для детей ситуации успеха в учении. Н.П. Аникеева отмечает, что учителю важно одновременно действовать двусторонне: а) психологически – с учетом возрастных, индивидуальных, личностных особенностей ученика и классного коллектива в целом; б) педагогически, когда продумывается и выбор наиболее удачного момента в учебно-воспитательном процессе для его создания, и организационное обеспечение.

Заметим, что на общем положительном эмоциональном фоне необходимо индивидуально подбирать ситуации успеха к детям с низким уровнем мотивации, неуспевающим, с заниженной самооценкой и высокой тревожностью.

Ситуации успеха должны создаваться учителем постепенно, способствуя улучшению эмоционального климата, формированию устойчивой мотивации достижения, развитию чувства безопасности для каждого школьника. С этой целью следует пользоваться приемами: эмоционального «поглаживания»; словесной поддержки; «скрытой педагогической инструментовки» (косвенное влияние на учащихся: незаметная помощь, словесная инструкция и т.п.); «коллективной радости» (совместные переживания – реализация потребности в эмоциональных связях с другими людьми) и другими. Правильное использование системы стимулирования и поощрения позволит учителю так смоделировать процесс обучения, чтобы в нем всегда обеспечивался успех . Это позволит учащимся верить в собственные силы, стремиться к новым достижениям, преодолевая возникающие трудности.

Кроме того, на наш взгляд, немаловажно создание в учебной деятельности оптимистического настроя. Результативность этой деятельности и процесс самореализации, при прочих равных условиях, тем эффективнее, чем оптимистичнее настрой личности на возможность достижения конечной цели даже в случае временных неудач. Данный настрой в работах В.И. Андреева предполагает выполнение следующих правил.

Не отчаиваться, не успокаиваться даже в случае временных неудач.

Внушать себе: «Я решу эту задачу, я обязательно найду оригинальный способ ее решения! Решал же я задачи и более сложные и более трудные!!!»

В случае неудач всякий раз вести поиск нового принципа, метода, средства до тех пор, пока не отыщется «ключ» к решению задачи. Постоянно помнить: оптимизм и вера в успех – залог успеха .

Второе условие - Как разнообразен по своему содержанию педагогический процесс, так разнообразны методы обучения. Несмотря на это, в основе каждого из них лежит один общий методологический принцип – направленность и пригодность каждого отдельного метода для достижения определённых целей.

Все методы в плане достижения определённых дидактических целей должны нести в себе активность, так как процесс усвоения имеет активную деятельностную основу. Даже способы объяснения нового материала в учебных предметах, относящихся к словесным методам несут, в себе активность. Активность объяснения может успешно “работать” на развитие творческой активности при условии, когда способы учебного объяснения соответствуют способам научного объяснения (причинному, функциональному, структурному) ввиду их содержательного и процессуального сходства:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Одной из главных целей в развитие ребенка – дошкольника является развитие его познавательной активности. Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позво ...

Этапность, средства, методы и приемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Современные исследователи предлагают различные способы формирования коммуникативных умений у детей при организации на практике совместной деятельности взрослого с детьми. В частности, Н.А. Короткова раскрывает такие способы, как тематическое планирование видов детской деятельности и мотивация с исп ...

Примеры применения компьютерных средств на уроках математики
Рассмотрим примеры уроков с использованием электронных средств обучения. №1. Конспект урока по теме «Сравнение дробей» (5 класс). Цель: закрепить навыки сравнения дробей, определения правильных и неправильных дробей, сравнения их с единицей. Оборудование: демонстрационные круги с цветными секторами ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru