Временные этапы жизни ребенка, имеющего статус сироты или оставшегося без попечения родителей, можно определить следующим образом:
1. Нулевой: до определения социального статуса ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей;
2. Время пребывания в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в зависимости от типа учреждения); {LINKS}
3. Период постинтернатной жизни. Для большинства выпускников начинается в учреждениях профессионального образования. Как показывает анализ социологической, психологической литературы выделяются, хоть и условно, определенные временные этапы адаптации и социально-профессионального становления:
• период первичной адаптации – период, характеризующийся резкой сменой условий жизнедеятельности (вне стен детского дома или школы-интерната), зачастую состояниями тревожности, страха, фрустрации, приводящими к дезадаптации;
• период социально-профессиональной адаптации – привыкание к самостоятельной жизни, осознание роли студента;
• период интеграции в общество – принятие себя полноправным членом общества;
• период осознанных действий – закрепление на рабочем месте, определение и становление профессионализма, создание молодой семьи;
• период социальной стабильности – прочная семья, стабильная работа, досуговая деятельность.
Законом предусмотрен временной период - до 23 летнего возраста выпускника, в течение которого действуют социальные гарантии и льготы, а также может быть оказана помощь со стороны специалистов в постинтернатный период.
Психология формирования социально-профессиональной адаптированности в условиях интернатного учреждения позволяет рассмотреть его сущность на личном уровне как процесс интериоризации личностью процесса адаптации в совокупности ее теоретического и практического компонентов. При этом необходимость такой интериоризации на каждом из этапов формирования личности вытекает из психологической теории когнитивного диссонанса.
Педагогический анализ проблемы дает основания для построения педагогической модели социально-профессиональной адаптации выпускников-сирот, реализующей поэтапное формирование адаптированности на основе преемственности целей, содержания, организационных форм, методов.
На решение данных проблем направлена разработанная нами модель социально-профессиональной адаптации выпускников-сирот (рис. 2).
В основу ее разработки положена идея создания модели интеграции в общество выпускников детских учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основанная на принципах преемственности и непрерывности их воспитания и развития в условиях, максимально приближенных к реальным условиям проживания в социуме.
Данная модель социально-профессиональной адаптации выпускников сиротских учреждений создана в целях обеспечения успешной постинтернатной интеграции воспитанников детских домов, школ-интернатов и приемных семей в среду профессиональных учебных заведений (вузы, колледжи, училища различного типа) и трудовых коллективов.
Великая педагогика:
Восприятие пространства
С усложнением образа окружающего мира его пространственные характеристики приобретают еще большее значение по сравнению с их отражением на уровне ощущений. Возникновение образа объекта только и возможно при дифференциации пространства с соответствующим выделением в нем размеров, форм и взаимной у ...
Методика изучения курса «Страноведение». Материки, океаны и страны
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определён обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте основного образования этот сод ...
Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти п ...