5) Активизация познавательной, научно-исследовательской деятельности школьников. Повышение уровня их коммуникативности.
6) Формирование и поощрение креативного отношения учителей к, организации и содержанию учебно-воспитательного процесса. Расширение информационной и методической базы их деятельности. {LINKS}
Реализация этой работы осуществляется через: программу "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста". В рамках этой программы преподавание базовых дисциплин в начальной школе ведется с учетом необходимости интеграции поликультурной тематики в образовательный процесс. Осуществляется подготовка уроков и внеурочных мероприятий по теме. В т.ч. разрабатывается методика использования народных и современных сказок в воспитательной работе. Занятия психолога с учащимися направлены на ускорение адаптации в пространстве школы и установление дружеских отношений в классе. Учитывая многонациональный состав классов, большое внимание уделяется проблеме преодоления предрассудков и стереотипов, развитию навыков межкультурной коммуникации. Работа с родителями посвящена той же проблематике и ориентирована на родителей учащихся младших классов, она включает выступления психолога школы на родительских собраниях, консультации.
Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" предназначена для реализации в 1–4 классах.
Цель программы "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста": формирование у младших школьников знаний нравственных категорий как средство воспитания толерантности.
Задачи "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста":
1) овладение младшими школьниками нравственными знаниями;
2) перевод этих знаний в убеждения и реальные действия; 3) воспитание терпимости (толерантности) у младших школьников, на основе усвоенных нравственных категорий.
Комплекс занятий для учащихся 1–4 классов, состоящий из 11 встреч по 35–40минут, построен на основе соблюдения следующих педагогических условий:
1) отбор нравственных категорий сориентирован на содержание понятия «толерантность»;
2) на занятиях используются формы игры, что соответствует возрастным особенностям детей;
3) с целью углубления понимания нравственных категорий на занятиях используются элементы групповых дискуссий.
Выбраны определённые нравственные понятия: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно выходят на понятие толерантность.
Выбрать все вышеуказанные нравственные понятия помогли критерии толерантности:
равноправие;
взаимоуважение к членам группы, общества;
сохранение и развитие своей индивидуальности;
добровольное сотрудничество;
солидарность в решении общих проблем.
Все данные критерии подразумевают и уважение, и справедливость, и сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание.
За основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность – способность, умение терпеть, уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию.
Основными методологическими подходами в контексте воспитания толерантности у младших школьников являются следующие:
• Личностно–ориентированный подход. Выступает базой воспитания целостной, свободной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство, свободу и права других индивидов.
Великая педагогика:
Предмет педагогики
Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. Поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. Объектом исследования в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики – определяющие развити ...
Анализ условий формирования знаний о здоровом образе жизни у обучающихся через
использование метода проектов на уроках физической культуры
После систематической работы по формированию знаний о здоровом образе жизни у обучающихся был проведен контрольный эксперимент. Мы провели повторное анкетирование «Здоровый образ жизни» как и в констатирующем эксперименте в 3 «А» классе. При анализе ответов школьников 3 «А» класса на вопросы анкеты ...
Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов
детей в процессе изобразительной деятельности
Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач, и решаться она должна с учетом возраста детей, их психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способности к изображению в первую очередь зависит от воспитания наблюдательн ...