Целью логопедического обследования является выявление нарушений у детей с общим недоразвитием речи и последующая помощь в преодолении этих нарушений
Задачи: -сбор анамнестических данных; -обследование речевых и неречевых функций; -постановка логопедического заключения; -составление перспективного плана индивидуальной коррекционной работы {LINKS}
Методика обследования:
Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребёнка, со сбора сведений о нём от медицинского персонала, учителей, воспитателей и родственников, а затем проводить исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата (его анатомических и двигательных особенностей), фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, чтения и письма. Обследование речи детей рекомендуется проводить с помощью наглядного материала, предлагаемого О.Е. Грибковой и Т.П. Бессоновой; О.Б. Иншаковой ; В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко. В ходе логопедического исследования на каждого обследуемого составляется речевая карта - карта обследования речи, в которую логопед записывает все получаемые данные в определённой последовательности.
I. Общие сведения
Содержание вопроса |
ФИО |
Дата рождения |
Домашний адрес |
Заключение психоневролога |
Состояние органов слуха и носоглотки |
Данные окулиста |
Посещал ли дошкольное учреждение |
Посещает ли спец школу |
Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений |
Данные о родителях |
Общий анамнез - от какой беременности - характер беременности - течение родов - рост и вес при рождении - на какие сутки выписан из роддома - вскармливание - особенности питания - перенесенные заболевания |
Раннее психомоторное развитие - когда стал держать голову - когда стал самостоятельно садиться, ходить - когда появились зубы -поведение ребенка до года |
Речевой анамнез - гуление, лепет - первые слова, фразы - как шло развитие речи - с какого времени замечено нарушение речи - Занимался ли с логопедом - Характеристика речи в настоящий момент |
II. Обследование состояния общей моторики
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб
2. Исследование произвольного торможения движений
3. Исследование статической координации движений
4. Исследование динамической координации движений
5. Исследование пространственной организации (по подражанию)
6. Исследование темпа
7. Исследование ритмического чувства
III. Обследование произвольной моторики пальцев рук
IV. Обследование артикуляционного аппарата
1. Носогубные складки – выражены, симметричны
2. Рот – закрыт, слюнотечение отсутствует
3. Губы – норма
4. Зубы – норма
5. Прикус – норма
6. Строение челюсти – норма.
7. Язык – норма
8. Подъязычная уздечка – норма
9. Маленький язычок – норма
10. Мягкое небо – норма
11. Твердое небо - готическое.
- Обследование моторики артикуляционного аппарата:
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу
2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции
3. Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции
4. Исследование двигательной функции мягкого неба
5. Исследование продолжительности и силы выдоха
- Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата
- Обследование мимической мускулатуры:
1. Исследование объема и качества движения мышц лба
2. Исследование объема и качества движений мышц глаз
3. Исследование объема и качества движений мышц щек
4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции
V. Обследование фонетической стороны речи:
-обследование произношения звуков.
Великая педагогика:
Изучение особенностей использования художественной литературы в процессе
развития количественных представлений в средней группе детского сада
В старшей группе продолжительность занятия изменяется незначительно по сравнению со средней (с 20 до 25 минут), но заметно увеличиваются объем и темп работы. Изучение нового начинают с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных. Повторение чаще организуетс ...
Сущностная характеристика феномена одаренности
Одаренность может рассматриваться с нескольких точек зрения. Одни рассматривают ее как совокупность способностей, внутренних задатков и предпосылок. Таким образом, одаренность от слова « дар». Приведем несколько таких определений: Одаренность – особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Л ...
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материальная база Центр развития творчества детей и юношества г. Киселевска располагает: · Учебными помещениями: 5; · Швейной мастерской, оснащенной универсальными (стачивающая) и специальными (петельная, обметочная, зигзаг) машинами, манекенами, оборудованием для влажно-тепловых работ; · Двумя хор ...