Целью логопедического обследования является выявление нарушений у детей с общим недоразвитием речи и последующая помощь в преодолении этих нарушений
Задачи: -сбор анамнестических данных; -обследование речевых и неречевых функций; -постановка логопедического заключения; -составление перспективного плана индивидуальной коррекционной работы {LINKS}
Методика обследования:
Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребёнка, со сбора сведений о нём от медицинского персонала, учителей, воспитателей и родственников, а затем проводить исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата (его анатомических и двигательных особенностей), фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, чтения и письма. Обследование речи детей рекомендуется проводить с помощью наглядного материала, предлагаемого О.Е. Грибковой и Т.П. Бессоновой; О.Б. Иншаковой ; В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко. В ходе логопедического исследования на каждого обследуемого составляется речевая карта - карта обследования речи, в которую логопед записывает все получаемые данные в определённой последовательности.
I. Общие сведения
Содержание вопроса |
ФИО |
Дата рождения |
Домашний адрес |
Заключение психоневролога |
Состояние органов слуха и носоглотки |
Данные окулиста |
Посещал ли дошкольное учреждение |
Посещает ли спец школу |
Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений |
Данные о родителях |
Общий анамнез - от какой беременности - характер беременности - течение родов - рост и вес при рождении - на какие сутки выписан из роддома - вскармливание - особенности питания - перенесенные заболевания |
Раннее психомоторное развитие - когда стал держать голову - когда стал самостоятельно садиться, ходить - когда появились зубы -поведение ребенка до года |
Речевой анамнез - гуление, лепет - первые слова, фразы - как шло развитие речи - с какого времени замечено нарушение речи - Занимался ли с логопедом - Характеристика речи в настоящий момент |
II. Обследование состояния общей моторики
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб
2. Исследование произвольного торможения движений
3. Исследование статической координации движений
4. Исследование динамической координации движений
5. Исследование пространственной организации (по подражанию)
6. Исследование темпа
7. Исследование ритмического чувства
III. Обследование произвольной моторики пальцев рук
IV. Обследование артикуляционного аппарата
1. Носогубные складки – выражены, симметричны
2. Рот – закрыт, слюнотечение отсутствует
3. Губы – норма
4. Зубы – норма
5. Прикус – норма
6. Строение челюсти – норма.
7. Язык – норма
8. Подъязычная уздечка – норма
9. Маленький язычок – норма
10. Мягкое небо – норма
11. Твердое небо - готическое.
- Обследование моторики артикуляционного аппарата:
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу
2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции
3. Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции
4. Исследование двигательной функции мягкого неба
5. Исследование продолжительности и силы выдоха
- Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата
- Обследование мимической мускулатуры:
1. Исследование объема и качества движения мышц лба
2. Исследование объема и качества движений мышц глаз
3. Исследование объема и качества движений мышц щек
4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции
V. Обследование фонетической стороны речи:
-обследование произношения звуков.
Великая педагогика:
Становление и развитие системы подготовки специалистов по социальной работе
в Беларуси
Социальная работа как профессиональная деятельность начала складываться в Республике Беларусь в 90-ые годы. Предпосылкой этому послужило введение в 1991 году должности социального работника. Первым учебным заведением, осуществившим набор на специальность «социальная работа» в 1991 году стал Минский ...
Упражнения и их влияние на формирование знаний в
процессе физического воспитания
Нет почти ни одной публикации, посвященной обучению моторным навыкам, в которой не упоминалось бы о роли и значении упражнений в приобретении и совершенствовании знаний о двигательных стереотипах. Часто упражнения рассматриваются как важнейший элемент, определяющий характер обучения двигательным на ...
Восприятие и представление
В обыденной жизни слово «представление» употребляется в различных значениях. Оно может означать понимание, выражаемое, например, вопросом: «Ты представляешь себе, что ты натворил?», употребляться в значении знания о чем-то, например в высказывании «Я не представляю себе [не знаю], что это такое» ...