Особенности жизненного пространства детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности жизненного пространства детей-сирот

Страница 4

Школьники, лишенные родительского попечительства, излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь с оценивающей деятельностью учителя («плохой ученик», «плохая успеваемость», «неумный», «слабо учится» и др.). {LINKS}

Н.В. Жутикова выделяет следующие элементы поведения взрослых, связанные с оценивающей деятельностью, способствующие формированию неадекватной самооценки у ребенка.

Неблагоприятная оценка уровня какого – то вида деятельности ребенка высказывается ему самому, хотя он еще слишком мал, чтобы безболезненно воспринять ее. Например: «Ты не умеешь рисовать», «Ты плохо читаешь»…

При высказывании ребенку неблагоприятной оценки его деятельности расширяется объем того, что подвергается этой оценке. При этом нередко прямо переходят на личность ребенка. Например: «Ты не только плохо читаешь, ты еще и хвастаешь, что умеешь читать, ты хвастун». Если низко оценена его деятельность, это воспринимается как низкая оценка его личности.

Психотравмирующее действие содержательной стороны низкой оценки усиливается эмоциональной окраской оценивающего высказывания. Обычно низкая оценка взрослых в адрес ребенка выражается в укоряющих тонах, порицающих, наказующих интонациях и нередко в грубой оскорбительной форме, на что ребенок может реагировать аффективным взрывом отчаяния с последующей астенией.

4) Значимым психотравмирующим воздействием обладает сравнение ребенка с кем-то другим, кто ему противопоставляется как пример, как образец. Кроме нарушения самооценки, оно создает основу для последующего развития зависти, эгоизма и тревожной настороженности к оценкам вообще, а особенно в свой адрес.

Ребенок-сирота ощущает себя неумелым, неумным, плохим учеником, неприятным, нелюбимыми окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.

Еще одной проблемой является то, что у детей, живущих на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствует бережливость и ответственность за сохранность вещей. Такая особенность в отношении к вещам наблюдается у детей всех возрастов. Формальное принуждение к дисциплинированности таит в себе опасность агрессивного отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребенка. Эти дети нуждаются в особом профессиональном отношении.

Работа с детьми в учреждении сиротского типа – это совсем иная психологическая ситуация, чем работа с детьми из полной семьи. Здесь ребенок чаще всего находится под прессом негативной социальной оценки его появления на свет или его принадлежности к низам общества. Эти дети живут с ярлыком «подкидыш» или «отказной», достаточно часто они слышат от окружающих «напоминание» о том, что они являются сыновьями или дочерями алкоголиков, тунеядцев, рецидивистов и т.п.

Особенности познавательных процессов и учебной деятельности детей, лишенных родительского попечительства. Дети, лишенные родительского попечительства, достаточно часто имеют в своем анамнезе непростые показатели. Здесь могут быть отклонения в психическом и физическом развитии. Эти отклонения в свою очередь могут оказывать существенное влияние на обучение ребенка в школе. Существует целая «сеть» причин, благоприятствующих школьной неуспеваемости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Способы формирования знаний у обучающихся о здоровом образе жизни
Режим дня необходимо соблюдать всем людям. Соблюдение режима дня помогает правильно распределить время. Детский педиатр Д.Т. Сургунов подчеркивал: «Режим – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца, го ...

Технология эвристического обучения
Технология эвристического обучения представлена обзором главы из книги А. В. Хуторского «Эвристическое обучение: теория, методология, практика». Такой подход нам представляется более целесообразным: он выстраивает систему базовых концептуально значимых положений, необходимых для конструирования тех ...

Апробирование педагогических условий по развитию творческой активности школьников
В нашей работе мы определили психолого-педагогические условия по формированию творческой активности учащихся, которые были реализованы в учебно-воспитательном процессе. Мы использовали различные задания и упражнения, которые опираются на различные аспекты проявления творческой активности учащихся. ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru