Школьники, лишенные родительского попечительства, излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь с оценивающей деятельностью учителя («плохой ученик», «плохая успеваемость», «неумный», «слабо учится» и др.). {LINKS}
Н.В. Жутикова выделяет следующие элементы поведения взрослых, связанные с оценивающей деятельностью, способствующие формированию неадекватной самооценки у ребенка.
Неблагоприятная оценка уровня какого – то вида деятельности ребенка высказывается ему самому, хотя он еще слишком мал, чтобы безболезненно воспринять ее. Например: «Ты не умеешь рисовать», «Ты плохо читаешь»…
При высказывании ребенку неблагоприятной оценки его деятельности расширяется объем того, что подвергается этой оценке. При этом нередко прямо переходят на личность ребенка. Например: «Ты не только плохо читаешь, ты еще и хвастаешь, что умеешь читать, ты хвастун». Если низко оценена его деятельность, это воспринимается как низкая оценка его личности.
Психотравмирующее действие содержательной стороны низкой оценки усиливается эмоциональной окраской оценивающего высказывания. Обычно низкая оценка взрослых в адрес ребенка выражается в укоряющих тонах, порицающих, наказующих интонациях и нередко в грубой оскорбительной форме, на что ребенок может реагировать аффективным взрывом отчаяния с последующей астенией.
4) Значимым психотравмирующим воздействием обладает сравнение ребенка с кем-то другим, кто ему противопоставляется как пример, как образец. Кроме нарушения самооценки, оно создает основу для последующего развития зависти, эгоизма и тревожной настороженности к оценкам вообще, а особенно в свой адрес.
Ребенок-сирота ощущает себя неумелым, неумным, плохим учеником, неприятным, нелюбимыми окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.
Еще одной проблемой является то, что у детей, живущих на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствует бережливость и ответственность за сохранность вещей. Такая особенность в отношении к вещам наблюдается у детей всех возрастов. Формальное принуждение к дисциплинированности таит в себе опасность агрессивного отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребенка. Эти дети нуждаются в особом профессиональном отношении.
Работа с детьми в учреждении сиротского типа – это совсем иная психологическая ситуация, чем работа с детьми из полной семьи. Здесь ребенок чаще всего находится под прессом негативной социальной оценки его появления на свет или его принадлежности к низам общества. Эти дети живут с ярлыком «подкидыш» или «отказной», достаточно часто они слышат от окружающих «напоминание» о том, что они являются сыновьями или дочерями алкоголиков, тунеядцев, рецидивистов и т.п.
Особенности познавательных процессов и учебной деятельности детей, лишенных родительского попечительства. Дети, лишенные родительского попечительства, достаточно часто имеют в своем анамнезе непростые показатели. Здесь могут быть отклонения в психическом и физическом развитии. Эти отклонения в свою очередь могут оказывать существенное влияние на обучение ребенка в школе. Существует целая «сеть» причин, благоприятствующих школьной неуспеваемости.
Великая педагогика:
Государственный переворот 1917 года
После государственного переворота, осуществленного большевиками в октябре 1917 года, проблема коренной перестройки всей системы народного образования была выдвинута в качестве первоочередной. В стратегии и тактике политики большевиков школа должна была стать важным средством пропаганды и распростра ...
Изучение опыта учителей начальных классов по
проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников к истории
Проблема формирования познавательного интереса младших школьников к истории является очень важной, потому что формируя познавательный интерес к истории учитель не только определяет успешное будущее ученика в среднем и старшем звене, но и формирует патриотизм. На констатирующем этапе была поставлена ...
Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и
общественности
Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами ...