Особенности жизненного пространства детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности жизненного пространства детей-сирот

Страница 5

Попав в школу неподготовленными, часто дети, лишенные родительского попечительства, испытывают там целый ряд сложностей. Учебную деятельность этих детей можно охарактеризовать следующими особенностями:

1) неуспешность, затрудненность учебы, низкий уровень обучаемости, связанные с несбалансированным развитием индивидуально-психических качеств личности, низкий уровень развития культуры, познавательных интересов и мотивации, неподготовленность к обучению, «застревание» на игровой и других видах деятельности, в которых ему сопутствует относительный успех; {LINKS}

2) социально-психологическая дезадаптация в школе, проявляющаяся в слабом овладении новой социальной ролью ученика, недоразвитие социальной чувствительности, нарушения общения со сверстниками, эмоциональное отвержение.

Школьная тревожность характерна для всех младших школьников, разница состоит в уровне ее проявления и предмете переживания. Обычные дети тревожатся по поводу достижения наилучших результатов, а запущенные, лишенные родительского попечительства – по поводу плохих результатов.

Школьная неуспешность запущенных школьников порождает неблагополучные отношения с окружающими, что, естественно, приносит ребенку много неприятностей. Поэтому мотив избегания неприятностей и стремления к благополучию в учебной ситуации становится для него ведущим, личностно-значимым. Однако реальная успешность в учебной деятельности связанна в первую очередь с развитостью учебной мотивации. Такая учебная ситуация приводит запущенного ребенка к рассогласованию мотивов учения. Он всеми способами стремится достичь признания себя хорошим учеником. Престижные мотивы “хочу быть лучшим”, “хочу, чтобы мои ответы были лучше всех” при реальных учебных возможностях приводят к формированию нереалистичного уровня притязаний и неадекватной самооценки.

В.И. Кливер выделяет основные противоречия, учет и решение которых определяет форму и содержание работы с детьми-сиротами в интернатном учреждении.

1. Противоречие в ориентации на лидера.

В ученических коллективах детей-сирот лидеры - модели для подражания - проигрывают в сравнении с лидерами типовой общеобразовательной школы. А потому обучающиеся в интернатных учреждениях дети-сироты, имеющие некоторую задержку в развитии по социальным причинам, ориентируясь на такие модели и отрицательных лидеров, не могут реализовать свой положительный потенциал, осуществить выравнивание. Для них отсутствует постоянно действующая "зона ближайшего развития". Целесообразно в образовательный процесс привлечь детей из ближнего социума (благополучных семей), которые являлись бы лидерами с высоким уровнем развития.

2. Противоречие между недостаточными стартовыми условиями, социальной справедливостью и социальной защищенностью детей-сирот.

Отставание в развитии многих детей-сирот приводит к тому, что в образовательном учреждении интернатного типа часто отсутствуют целые направления и полноценное содержание образования, которые считаются обязательными в различных, в том числе элитных, учреждениях образования (углубленное изучение иностранных языков или других предметов, информационные технологии, музыкальное, художественное образование и т.д.), что в свою очередь оказывает негативное воздействие на общий уровень развития личности социально обделенного ребенка. Целесообразно для детей-сирот создать систему образования, в полной мере соответствующую современным требованиям, уровню элитных учреждений образования. Для полной ее эффективности важно привлечь способных и одаренных учащихся извне, обеспечить многоуровневую внутреннюю и внешнюю дифференциацию образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Методика организации и проведения подвижной игры
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательност ...

Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ на развитие личности подростка
Теоретические посылки, выявленные нами в первой главе, послужили основой для организации опытно-экспериментальной работы. Целью которой стало выявление эффективности влияния СМИ на социокультурное развитие подростка. В эксперименте принимали участие 19 человек 15 - 16 лет, учащиеся 9 класса "А ...

Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у дошкольников
Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития произвольного поведения у Л.С. Выготского является развитие речевого опосредования. Он пишет: «С помощью речи в сферу объектов, доступных для преобразования ребёнком, включается его собственное повед ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru