Развитие психики при нарушениях зрения
Одной из наиболее актуальных проблем специальной психологии является проблема межличностного взаимодействия инвалидов и физически здоровых людей. Изучение психики людей с ограниченными физическими возможностями, осознание трудностей, связанных с вхождением детей с патологией развития в социум, является первым шагом на пути интеграции инвалидов и физически здоровых людей. {LINKS}
Психика слепых и слабовидящих является, как и в норме, единством субъективного и объективного, т.е. в ней отражается объективная действительность, специфически преломляющаяся в сознании каждого индивида. Изучение психики незрячих и слабовидящих осложняется по сравнению с изучением психики нормальновидящих следующими особенностями:
На общечеловеческие проявления психики слепых и слабовидящих оказывают существенное влияние разнообразные аномальные факторы (нарушение зрения), которые маскируют и, зачастую, искажают проявление основных закономерностей психических процессов, состоянии и свойств личности. Особенно осложняется процесс выявления общих закономерностей психики незрячих при осложнении дефектов зрения патологическими изменениями в других частях организма.
Сложность изучения психики слепых и слабовидящих заключается также в том, что контингент лиц, попадающих под данное определение, очень разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушения основных зрительных функций.
Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты:
Слепорожденные – к этой группе относят людей,потерявших зрение до становления речи, т.е. примерно, до 3-х лет и не имеющих зрительных представлений.
Ослепшие – потерявшие зрение в последующие периоды жизни и сохранившие в той или иной мере зрительные образы памяти. Очевидно, что чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики.
Закономерности развития психики слепых и частичновидящих
В ходе изучения детей с отклонениями в развитии обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка прослеживаются и у этих детей. К ним относятся: определенная последовательность стадий развития психики; наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, речи – в формировании высших психических процессов, ведущая роль обучения в психическом развитии (Выготский Л.С., Лубовский В.И.).
Выготский Л.С., изучая закономерности психического развития детей при различных аномалиях, выделил общие специфические закономерности, проявляющиеся при различных типах нарушений. Он отметил, что причины, вызывающие аномалии, ведут к возникновению основного нарушения в психической деятельности, которое определяется как первичное, и как следствие – к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных, третичных и т.д. нарушений психической деятельности. Им также была выделена закономерность общая для всех детей с недостатками развития: затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с окружающим миром.
Общие закономерности, характерные для развития всех категорий детей с анамалиями, выражаются также в особенностях речевого общения и двигательных нарушениях.
Наиболее значимым для психологии слепых и частичновидящих явилось положение теории Выготского Л.С. о дивергенции культурного и биологического в процессе развития аномального ребенка и возможности ее преодоления путем создания и использования «обходных путей» культурного развития. В качестве примера он приводит точечный шрифт Брайля, который, заменив обычную оптическую азбуку, сделал доступным для незрячих чтение и письмо.
Психика слепых имеет некоторые особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля над деятельностью. Выпадение или глубокое нарушение функции зрения сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека – активности. Особенно существенно нарушение зрения затрудняет ориентировочно-поисковую деятельность, развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на частичновидящих и, особенно, слепых детей резко снижаетcя в связи с нарушением зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве. Наиболее отчетливо снижение активности наблюдается в преддошкольном и дошкольном возрасте. Солнцева Л.И., отмечая особенность развития незрячего ребенка, пишет: « Несколько замедленное общее развитие незрячего ребенка вызвано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира».
Великая педагогика:
Характер воспитания в первых христианских общинах
Первые христианские общины возникли в I веке в Антиохии. К концу первого столетия последователи нового учения уже были рассеяны по Малой Азии, Греции, Италии, по островам Средиземного моря и по северному берегу Африки, а около 200 года - уже по всем провинциям Римского государства. Через 300 лет по ...
Инновационная направленность педагогической деятельности
Сущность инновационной направленности педагогической деятельности Чаще всего это понятие трактуется как совокупная деятельность субъектов инновационного процесса: исследователей; разработчиков; производителей; специалистов, эксплуатирующих технику; специалистов, обеспечивающих оптимальные условия д ...
Диагностика и обучение одаренных детей
Итак, по каким же признакам отличить обычного ребенка от гения? Выделяют три особенности одаренного ребенка: Опережающее познавательное развитие. Психо-социальная чувствительность. Одаренные дети, впрочем как и взрослые, обладают повышенным чувством справедливости, чувствительностью, зависимостью о ...