Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

Педагогическая информация » Способы и пути обогащения индивидуального словаря младшего школьника » Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

Страница 4

Также в работе над закреплением значения слов можно использовать различные лексические упражнения:

1. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: 1) молодая осина; 2) осиновый лес; 3) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу. {LINKS}

2. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофер.

3. Объясните значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком. Третий месяц у ворот - это к солнцу поворот.

4. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

Советский воин бережет родной страны покой и славу. С далекого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата. Только взял боец трехрядку, сразу видно - гармонист. Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою.

5. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

6. Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.

Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста…

7. Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова.

Сапоги, ботинки - это обувь, а … - это одежда. Заяц, … - это звери, а … , … - это птицы. Пенал, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты. Морковь, … , … - это овощи.

В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока и др.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. Здесь может использоваться такой прием как орфографическое чтение.

Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.

Первый день

1. Самостоятельное чтение слов учащимися.

2. Прочтение слов учителем «орфографически».

3. Повторение детьми 2-3 раза.

4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).

5. Проверка слов.

Второй день

1. Карточка на мгновение показывается классу.

2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.

3. Дети три раза произносят «орфографически».

4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).

5. Проверка слов.

Третий день

1. Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографически».

Четвертый день

1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.

2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.

3. Проверка всего блока слов.

Пятый день

1. Диктант.

«Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках.

Проходит неделя работы над блоками словарных слов. Но работа с этими (знакомыми детям) словами не прекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.

Страницы: 1 2 3 4 

Великая педагогика:

Характеристики образа восприятия
Основные характеристики этого образа — образа восприятия, или перцептивного образа, не только отдельного объекта, но и всей воспринимаемой наличной ситуации, поскольку свойства образа объекта во многом определяются контекстом воспри­ятия. Предметность. Эта характеристика образа восприятия указывает ...

Психолого-педагогические особенности обучения математике в 5-6 классах
Наше исследование связано с вопросами методики обучения математике в 5-6 классах, поэтому, прежде всего, рассмотрим вопросы современной психологии и педагогики, связанные с этим возрастом. История развития российской и зарубежной психологии и педагогики неразрывно связана с изучением различных аспе ...

Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе во ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru