В младшем школьном возрасте, в волевой сфере необходимо формировать нравственно – волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько – то, как она их реализует, на что пойдет ради достижения цели. Принятие решений – это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевые разрешения противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности. Инициатива и требовательность к себе – это особые качества личности, возникающие на волевой основе. {LINKS}
Развивая эмоциональную сферу младшего школьника, мы формируем характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: сопереживания, сочувствия, доверия, благодарности, отзывчивости, самолюбия, эмпатии, стыда, воспитание приносит плоды только в том случае, если оно происходят в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Если общение со взрослыми идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания не происходит. От правильного выбора форм, методов и приемов воспитания во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления личности.
Особо действенными, на наш взгляд, приемами педагогического воздействия при формировании эмоционально-волевой сферы воспитанников «группы риска» являются следующие:
· Забота - заботливое, доброжелательное отношение обладает удивительной силой: оно растапливает лед отчуждения и недоверия между воспитателем и воспитанником.
· Просьба – затрагивает душевные струны, нежели приказание. Большое преимущество данного приема – незаметность педагогического замысла, поэтому его реализация достигается без внутреннего сопротивления.
· Ожидание лучших результатов – в использовании такого приема взаимоотношения воспитателя и воспитанника имеют огромное значение. Положительная оценка возможностей ребенка открывает перед ним радостную перспективу, что повышает самооценки младшего школьника.
· Доверие – радует и воодушевляет воспитанника, развивает чувства долга, ответственности, укрепляет дисциплину, организованность, инициативу, активность воспитанника.
· Моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы – этот прием особенно необходимый в подходе с робкими, застенчивыми, замкнутыми детьми. Он очень полезен в общении с «трудными» ребятами. Для использования данного приема воспитателю необходимо верить в то, что в каждом ребенке есть что–то интересное, ценное, что может раскрыться для окружающих и для него самого.
· Поощрение – оно имеет большое значение, во-первых, потому что способствует закреплению положительного поведения у ребенка; во-вторых поощряемые поступки служат эталоном поведения для окружающих. Поощрение способствует развитию чувства собственного достоинства, повышает авторитет в глазах коллектива, является моральной поддержкой, способствует укреплению воли.
· Вовлечение в интересную деятельность - нередко воспитанник, отстающий в учебной деятельности, теряет веру в собственные силы. Кипучая энергия воспитанника проявляется в озорных поступках. Вовлекая такого ребенка в интересную деятельность, мы даем ему возможность проявить его хорошие стороны. Нетерпеливые, невыдержанные дети благодаря этому занятию становятся более серьезными. Замкнутые и пассивные дети становятся энергичными, общительными.
В.А. Сухомлинский считал, что у каждого воспитанника есть стремление к хорошему; плохое его самого тяготит и вызывает страдание. Но ребенок не может самостоятельно сосредоточить свои силы на исправлении своих ошибок. Он нуждается в помощи доброго и вдумчивого воспитателя. В сознании «трудного» воспитанника происходит непрерывная борьба положительных и отрицательных тенденций. Вовлечение воспитанников в совершение морально ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Такая концепция проникнута любовью к детям, заинтересованностью в их судьбе. Следовательно, для выпрямления личности необходимо, прежде всего, организовать правильное поведение самого воспитанника, различными способами привлекать его к совершению морально ценных поступков, поощряя их.
Великая педагогика:
Выявление уровней развития экспрессивной лексики
детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Для оценки возможности обогащения экспрессивной лексики старших дошкольников, а в дальнейшем и для наполнения активного и пассивного словаря дошкольников экспрессивами, придающими разговорной речи «сочность» и насыщенность, используя средства народных сказок, нами были проанализированы количественн ...
Структура речевой коммуникации
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет п ...
Сущностная характеристика феномена одаренности
Одаренность может рассматриваться с нескольких точек зрения. Одни рассматривают ее как совокупность способностей, внутренних задатков и предпосылок. Таким образом, одаренность от слова « дар». Приведем несколько таких определений: Одаренность – особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Л ...