Понятие трудного ребенка в начальной школе

Страница 2

В младшем школьном возрасте, в волевой сфере необходимо формировать нравственно – волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько – то, как она их реализует, на что пойдет ради достижения цели. Принятие решений – это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевые разрешения противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности. Инициатива и требовательность к себе – это особые качества личности, возникающие на волевой основе. {LINKS}

Развивая эмоциональную сферу младшего школьника, мы формируем характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: сопереживания, сочувствия, доверия, благодарности, отзывчивости, самолюбия, эмпатии, стыда, воспитание приносит плоды только в том случае, если оно происходят в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Если общение со взрослыми идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания не происходит. От правильного выбора форм, методов и приемов воспитания во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления личности.

Особо действенными, на наш взгляд, приемами педагогического воздействия при формировании эмоционально-волевой сферы воспитанников «группы риска» являются следующие:

· Забота - заботливое, доброжелательное отношение обладает удивительной силой: оно растапливает лед отчуждения и недоверия между воспитателем и воспитанником.

· Просьба – затрагивает душевные струны, нежели приказание. Большое преимущество данного приема – незаметность педагогического замысла, поэтому его реализация достигается без внутреннего сопротивления.

· Ожидание лучших результатов – в использовании такого приема взаимоотношения воспитателя и воспитанника имеют огромное значение. Положительная оценка возможностей ребенка открывает перед ним радостную перспективу, что повышает самооценки младшего школьника.

· Доверие – радует и воодушевляет воспитанника, развивает чувства долга, ответственности, укрепляет дисциплину, организованность, инициативу, активность воспитанника.

· Моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы – этот прием особенно необходимый в подходе с робкими, застенчивыми, замкнутыми детьми. Он очень полезен в общении с «трудными» ребятами. Для использования данного приема воспитателю необходимо верить в то, что в каждом ребенке есть что–то интересное, ценное, что может раскрыться для окружающих и для него самого.

· Поощрение – оно имеет большое значение, во-первых, потому что способствует закреплению положительного поведения у ребенка; во-вторых поощряемые поступки служат эталоном поведения для окружающих. Поощрение способствует развитию чувства собственного достоинства, повышает авторитет в глазах коллектива, является моральной поддержкой, способствует укреплению воли.

· Вовлечение в интересную деятельность - нередко воспитанник, отстающий в учебной деятельности, теряет веру в собственные силы. Кипучая энергия воспитанника проявляется в озорных поступках. Вовлекая такого ребенка в интересную деятельность, мы даем ему возможность проявить его хорошие стороны. Нетерпеливые, невыдержанные дети благодаря этому занятию становятся более серьезными. Замкнутые и пассивные дети становятся энергичными, общительными.

В.А. Сухомлинский считал, что у каждого воспитанника есть стремление к хорошему; плохое его самого тяготит и вызывает страдание. Но ребенок не может самостоятельно сосредоточить свои силы на исправлении своих ошибок. Он нуждается в помощи доброго и вдумчивого воспитателя. В сознании «трудного» воспитанника происходит непрерывная борьба положительных и отрицательных тенденций. Вовлечение воспитанников в совершение морально ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Такая концепция проникнута любовью к детям, заинтересованностью в их судьбе. Следовательно, для выпрямления личности необходимо, прежде всего, организовать правильное поведение самого воспитанника, различными способами привлекать его к совершению морально ценных поступков, поощряя их.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Технология обучения как учебного исследования
В современном мире происходит трансформация отношения к образованию как к социальному институту. «Во всех системах практики и типах профессий возрастает роль и значение способностей целенаправленно выстраивать общение и коммуникативные связи, осуществлять действия на основе предварительно выработан ...

Критерии оценки результатов проектной деятельности учащихся
Функция контроля заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов педагогом. Существуют критерии, которым педагог должен следовать для успешной оценивании проектной деятельности, Полнота реализации проектного замысла. Этот критерий позволяет оценить, насколько в полученном в резу ...

Классификация и характеристика подвижных игр
Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространст ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru