Контрольно - оценочный компонент включает контроль учителя (затем и самоконтроль) за правильностью выполнения учебных действий, включает оценку учителя, а затем и самооценку того, как выполнено задание.
Также в структуру уче6ной деятельности входят учебная задача и учебное действие. Учебная задача - это то, что ученик должен освоить. Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученика должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает. {LINKS}
Действие контроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. Действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет.
Учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач. Учебная задача дается в определенной учебной ситуации, она может быть нейтральная и проблемная. Такая задача решается с помощью учебных действий и предполагает несколько этапов:
понимание учебной задачи (это нужно сделать),
принятие учебной задачи учеником (для чего это нужно сделать),
решение учебной задачи,
контрольно-оценочная часть (правильно или нет).
Различают действия практические внешние и внутренние умственные. Учебная деятельность осуществляется с помощью таких учебных действий:
репродуктивные – переписать, повторить,
мыслительные – найти сходства и различия, сделать вывод,
продуктивные – придумать вопрос, составить рассказ,
контрольные – найти ошибку, оценить работу.
Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, ее нужно построить. На начальных этапах она осуществляется в форме совместном деятельности учителя и ученика. По аналогии с освоением предметных действий в раннем возрасте, можно сказать, что сначала все находится в руках учителя и учитель «действует руками ученика». Однако в школьном возрасте деятельность осуществляется с идеальными объектами (число, звуки), и «руки учителя» - это его интеллект.
Учебная деятельность - это такая же предметная деятельность, но предмет ее теоретический, идеальный, поэтому совместная деятельность затруднена. Для ее осуществления нужно объекты материализовать, без материализации с ними действовать нельзя. Процесс развития учебной деятельности - это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев.
Деятельность, первоначально разделенная между участниками выступает сначала как основа для формирования интеллектуальной активности, а затем становится формой существования новой психической функции. Высшие психические функции, согласно Л. С. Выготскому, происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий.
«Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры» - писал Л. С. Выготский. Таким образом, совместная деятельность - необходимый этап и внутренний механизм деятельности индивидуальной. Взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида.
Для более подробного понимания учебной деятельности как ведущего вида деятельности младшего школьника ниже рассмотрим мотивацию и мотивы учения детей в начальной школе.
Великая педагогика:
Содержание профессионального обучения
В общеобразовательных лицеях студенты в течение трёх лет проходят подготовку к поступлению в университеты Франции. Общеобразовательное направление имеет несколько уклонов: в филологию, экономику или естественные науки. В зависимости от выбранной специализации лицеисты сдают три основных экзамена на ...
Особенности формирования и развития грамматических навыков
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. выделяют следующие этапы: Подготовительный ...
Упражнения и их влияние на формирование знаний в
процессе физического воспитания
Нет почти ни одной публикации, посвященной обучению моторным навыкам, в которой не упоминалось бы о роли и значении упражнений в приобретении и совершенствовании знаний о двигательных стереотипах. Часто упражнения рассматриваются как важнейший элемент, определяющий характер обучения двигательным на ...