Усвоение знаний происходит в единстве с усвоением способов действия с ними. Термин способ действия в психологической науке трактуется по-разному.
Термин «способ действия» в психологической науке трактуется по-разному. Так, Е. И. Машбиц относит к способу действия систему операций, «с помощью которых осуществляются преобразования предмета действия для достижения цели . Способы действия определяются особенностями предмета, целей, орудий (средств) и условий действия» . В. В. Давыдов полагает, что способы действия— это системы операций, ведущие к открытию, обнаружению обучаемым тех свойств и качеств предмета, в отношении которых осуществляется его практическое преобразование . Мы подразумеваем под способом действия систему операций, которая обеспечивает решение учебных задач определенного типа. П. Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина выделяют в способе действия исполнительную, ориентировочную, контрольную части. Исполнительная часть деятельности непосредственно обеспечивает преобразование объектов учебной деятельности и получение результата. Следует отметить, что этот результат еще не является конечным продуктом учебной деятельности, поскольку, как отмечалось выше, такой продукт — это изменения в обучаемом. Цель здесь заключается в освоении процедуры получения результата. {LINKS}
Контрольно-оценочная часть направлена на проверку правильности результатов как ориентировочной части, так и исполнительной, на отслеживание хода выполнения деятельности, т.е. решения задачи, на проверку соответствия ее намеченному плану, на соотнесение продукта деятельности с ее целью. Контроль правильности решения задачи обучаемым означает направленность его сознания на собственную деятельность, на абстракцию и обобщение осуществляемых действий. В случае обнаружения ошибки, отклонения от правильного хода действия возникает необходимость исправления, коррекции деятельности.
Как любая деятельность учебная деятельность возникает с постановки цели. Диапазон учебных целей весьма широк - от формирования у обучаемого умений осуществлять профессиональную деятельность в целом до усвоения обучаемым конкретной темы или вопроса учебной программы. Первые называют отдаленными, вторые - ближайшими учебными целями. Понятно, что достижение отдаленных целей — процесс длительный и сложный. Успех его во многом определяется тем, насколько верно сформулированы ближайшие цели, насколько эффективно организован процесс их достижения.
Можно согласиться с выделением трех групп учебных целей. К первой группе относятся самые общие цели, определяемые направлением работы системы образования, ко второй группе — так называемые конструктивные цели, фиксирующие, что должно быть сформировано у обучаемого на определенном этапе обучения. Третью группу составляют оперативные цели, задаваемые в процессе реализации учебной программы, например, в процессе изучения той или иной темы, на том или ином занятии. Оперативные цели, как правило, являются ближайшими.
В нынешних условиях общие цели задаются законами об образовании, документами Министерства образования и науки. Они едины для всех учащихся начальной школы.
Исходя из того, что учебная деятельность осуществляется в рамках обучающей деятельности оперативные цели обучения ставятся учителем. Цель как раз направляет деятельность ученика туда, где должен быть получен результат. Цели учебной деятельности должны быть реально достижимыми, конкретными, проверяемыми.
Великая педагогика:
Миссия школы и ее воплощение в конкретных
образовательных целях
К постановке, конкретных образовательных целей, которые в идеале должны определяться для каждого школьника и при его обязательном активном участии, ведет достаточно длинный и извилистый путь. Сделать его более прямым, менее болезненным, а главное – ведущим к желаемым конечным результатам – забота с ...
Восприятие пространства
С усложнением образа окружающего мира его пространственные характеристики приобретают еще большее значение по сравнению с их отражением на уровне ощущений. Возникновение образа объекта только и возможно при дифференциации пространства с соответствующим выделением в нем размеров, форм и взаимной у ...
Двигательное обучение и тренировка
Очень близка к упражнениям тренировка, которую часто рассматривают как особую форму упражнений. В настоящее время под тренировкой принято понимать такие особенно интенсивные и планомерно ведущиеся упражнения, которые целиком и полностью служат достижению чисто спортивных целей, совершенствованию те ...