Например, окончание – ая говорит о том, что это прилагательное женского рода единственного числа именительного падежа. А окончание – ого того же прилагательного отличается от первого не только по звуковому составу, но и по значению: -ого указывает на мужской или средний род, родительный и винительный падеж единственного числа. {LINKS}
Чем содержательнее становится понятие окончания как морфемы, выражающей грамматические значения слова, тем легче учащимся различать слова и словоформы. Появляется формальный признак, опираясь на который можно безошибочно отличать словоформы от разных слов: в слове изменилось только окончание – слово осталось тем же; произошли изменения в той части слова, которая находится перед окончание, - появилось другое слово.
Важно, что признак этот действует и тогда, когда значения двух или нескольких слов практически идентичны. Например, слова рыбочка и рыбонька, стирать и стирка обозначают одно и то же, но поскольку в той части, которая находится перед окончанием, есть различие, значит, это разные слова.
Всеми свойствами обычных окончаний характеризуются и так называемые нулевые окончания. О нулевом окончании говорят, когда грамматическое значение есть, а фонемы, которая бы его выражала, нет. Например, в именительном падеже у существительных 2-го склонения окончание нулевое: стол. А другие падежные окончания выражены звуками: стол-а, стол-у и т.д. на уроках же в начальных классах можно слышать, что стол – слово без окончания. В последствии эта «мелочь» оборачивается тем, что ученик средних классов не отличает слова действительно без окончаний, например, наречия, от слов, которые в одной из своих форм имеют нулевое окончание.
Поскольку знакомство с нулевыми окончаниями не предусмотрено действующей программой для начальных классов, учитель должен проявить некоторую изобретательность, чтобы не нарушить принцип научности и не вынуждать детей со временем переучиваться. Можно, например, воспользоваться какой-нибудь описательной, метафорической конструкцией: «В этом падеже у существительного беззвучное, немое окончание, окончание-неведимка» и т.п.
Постфиксом называется значимая часть слова, находящаяся после окончания или суффиксов в глагольных формах и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова.
В качестве постфикса в русском языке используется единственная служебная морфема –ся (-сь): катался, каталась.
Постфикс –ся (сь) употребляется также при образовании формы страдательного залога глаголов: читать - читается, строить – строится и т.д.
Постфикс –ся употребляется в структуре причастий, а так же в других глагольных формах, где ему предшествует согласный звук. После гласных звуков во всех глагольных формах, кроме причастий, употребляется – сь.
Морфемы в структуре слова следуют друг за другом в строго определенном порядке перемещаться, как правило, не могут.
Соединительные гласные о/е являются служебными морфемами, которые используются для образования сложных слов путем объединения основ двух слов.
Словообразовательным значением морфем о/е «является соединительное значение, сводящееся к объединению значений, составляющих сложную основу мотивирующих слов в одно целостное сложное значение.»
При образовании сложного слова соединительная гласная, находящаяся между основами двух слов, нейтрализует грамматическое значение первого из них и тем самым создает возможность для соединения в одно слово двух различных в грамматическом отношении слов, например: огн-е-упорн-ый. Общее грамматическое значение сложного слова и, прежде всего его принадлежность к определенной части речи, формируется на основе его второго компонента.
Великая педагогика:
Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически ...
Значение, цели и задачи экологического воспитания детей
Экология как наука существует десятки лет. Не удивительно, что экология стала очень популярной в последние тридцать лет, когда во многих странах люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье людей и качество жизни. Это коснулось буквально всех ...
Общая характеристика основных казахских
инструментов
В настоящее время известно более 50-ти видов казахских музыкальных инструментов. Каждый инструмент имеет свойственное только ему звучание и традиционные приемы исполнения. Для изготовления музыкальных инструментов использовались: дерево, камыш, тростник, кожа, кости, рога, конский волос. В традицио ...