Виды морфем

Страница 4

В отличие от приставок суффиксы могут иметь не только широкие и отвлеченные значения, но также и конкретные значения. Суффиксы глаголов и прилагательных отличаются большой широтой и отвлеченностью значения. Так, суффиксы –н-, -ов-, -ск- передают лишь отношение к тому, что обозначено бызовым существительным: книж-н-ый (книга), берез-ов-ый (береза), мор-ск-ой (море). Глагольный суффикс – е- в глаголах типа бел-е-ть, красн-е-ть, имеет широкое значение «становиться, делаться, каким-либо». Суффиксы имен существительных более конкретны, чем у глаголов и прилагатнльных. Они используются для наименования лиц по профессии: столяр, маляр, токарь, пекарь, крановщик; по социальному положению: колхозник, школьник; по качественному признаку: мудрец, гордец, храбрец. {LINKS}

Если приставки не имеют закрепленности за определенной частью речи, то суффиксам такая закрепленность свойственна, и они не могут использоваться для образования разных частей речи. С помощью строго определенных суффмксов образуются существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Так суффикс –ец- употребляется для образования существительных, суффикс –и- только для образования глаголов (пилить, сулить), суффикс –чив- только для образования прилагательных (разборчивый, настойчивый).

В некоторых словах суффиксы не получают своего материального выражения. В этом случае принято говорить о наличии в структуре данных слов нулевых суффиксов, например: притвор-а, отглагольных существительных, подобно слову притвор- -а, относящихся к разговорному стилю и содержащих в своей структуре нулевой суффикс, в современном русском языке довольно много: рев-еть – рев-а (рев - -а), и др. нулевые суффиксы используются при образовании имен прилагательных, различных глагольных форм.

Так же как и корневым морфемам, приставкам и суффиксам русского языка свойственны различные чередования звуков в их структуре: вз-бираться – взо-браться (нуль звука //о); друж-ок – друж-к-а (о//нуль звука) и др.

Окончанием или флексией называется и0зменяемая значимая часть слова, находящаяся после корневой морфемы или суффикса и служащая для связи данного слова с другими в составе словосочетания и предложения.

Окончания присущи словам, обладающим формами словоизменения: склоняемым существительным, спрягаемым формам глаголов, причастиям, прилагательным, местоимениям и числительным, с помощью окончания образуются не новые слова, а только формы одного и того же слова, необходимые для связи данного слова с другими, окончание является обычно показателем сразу нескольких грамматических значений, которыми обладают то или иное слово, например, окончание –у в существительном газету (я получил газету) показывает на принадлежгость этого слова к грамматической категории женского рода, указывает на значение винительного падежа и единственного числа.

Флексии, так же как и суффиксы, в русском языке бывают двух типов:

а) материально выраженные: радуг-а, ид-у, красив-ый, так-ой, перв-ый;

б) нулевые, т.е. не имеющие материального, звукового выражения: ветер, ветра, ветру; шел, шла и т.д.

В слове ветер по соотнесению с другими падежными формами прошедшего времени, имеющими материально выраженные окончания, выделяются нулевое окончание, указывающее на именительный падеж единственного числа и на грамматическое значение мужского рода, свойственное данному существительному. В слове шел по соотнесению с другими глагольными формами прошедшего времени, имеющими материально выраженные флексии, выделяется нулевое окончание. Которое содержит указание на мужской род единственного числв этой глаголь7ной формы прошедшего времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Анализ состояния проблемы в практике
Исследование проводилось на базе Еленинского ДОУ «Березка» Карталинского района в феврале 2003 года. В нем принимали участие 10 детей старшей группы. Задачи: Выявить уровень развития изобразительных способностей. Разработать рекомендации по осуществлению индивидуального подхода для наиболее полного ...

Возрастные особенности младших школьников
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка, перестраивается и во мн ...

Современные педагогические технологии и проектная методика обучения иностранным языкам
В данном параграфе целесообразно рассмотреть дидактические основы использования проектной методики в контексте современных педагогических технологий, которые включают следующие положения: ориентационные изменения в школьной системе образования; дидактическая структура проектного обучения как новой ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru