Практические упражнения для развития наблюдательности, фантазии и воображения

Страница 1

Для художника рисунок служит одновременно средством познания и тем предметно-образным языком, при помощи которого он общается со зрителем, воздействует на него, передает свое отношение к действительности.

Органы зрения, воспринимая внешний мир, дают возможность нашему сознанию ощущать разнообразные качества предметов – цвет, форму, пространство, движение и покой. Восприятие не сумма отдельных, не связанных друг с другом ощущений, а целостный образ предмета или явления. {LINKS}

Но люди видят мир по-разному, так как восприятие человека зависит от его воспитания, культурного уровня, рода занятий. Так, зрительное восприятие художников особенно обострено и глубоко индивидуально. Не все, что художник видит, привлекает его внимание, вызывает желание изображать. Но если какой-нибудь предмет или явление заинтересовало его, пристально вглядывается, старается оценить и осмыслить увиденное. Иными словами, он наблюдает, анализирует и делает для себя выводы.

В повседневной работе с детьми художнику-педагогу необходимы развитое творческое мышление, богатый запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного рисования, умение импровизировать. Эти качества приобретаются в результате систематического рисования по памяти, представлению и воображению. Без них невозможна успешная работа над заданиями по тематическому рисованию, композиции, поскольку композиционный эскиз и тем более картина не составляются механически из этюдов и, как правило, не повторяют их. Основными помощниками в данном случае являются мастерство, память, воображение художника, а также его наблюдения и знание жизни, приобретенные при работе с натуры.

Работа по представлению и по воображению помогает сохранить в картине логическое сосуществование предметов, в то время как ограничение себя только работой с натуры может внести в нее «сочиненный калейдоскоп деталей» и часто приводит к потере общего впечатления, даже общего смысла работы, отмечал Б. С. Угаров. Художнику, обладающему хорошей зрительной памятью, воображением, запасом пластических наблюдений и жизненным опытом, иногда нет необходимости зарисовывать знакомые детали. Они сохраняются в его памяти и, когда это необходимо, получают свое воплощение. Вот, например, что говорил мастер реалистической живописи А.А. Пластов: « .судьба предоставила мне наглядеться на крестьянскую жизнь досыта, узнать ее до последней мелочи, чтобы потом уже без всяких усилий и заминок воспроизводить ее .»

Опыт мастеров изобразительного искусства показывает, что систематические упражнения в рисовании по памяти вырабатывают способность сохранять впечатления живой природы и воспроизводить их до подробностей в нужной для художника интерпретации. Так, в картине Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» комната петровского Монплезира написана художником по памяти. По свидетельству историков, Н.Н. Ге видел интерьер комнаты всего один раз. И такой пример не единичен в творческой практике. Работы мастеров свидетельствуют о большой наблюдательности и хорошей зрительной памяти художников, создававших по воображению и по представлению жизненно правдивые образы собирательного характера. Немало произведений художественной литературы, кино, театра также были созданы с помощью творческой фантазии, воображения.

Умение рисовать по памяти важно и потому, что художник Не всегда располагает временем и соответствующими условиями, чтобы написать этюд с натуры. В окружающей действительности бывают такие явления, события, которые писать с натуры весьма трудно или просто невозможно: быстротечные процессы труда, движущийся транспорт, эффекты освещения и т. д. Наблюдая, художник должен запоминать все это.

Начинающему художнику трудно добиться сходства даже при рисовании с натуры, а при рисовании по памяти это сделать еще труднее. Тем не менее эти вполне естественные трудности не должны пугать и расцениваться учащимися как непреодолимые.

Зрительная память не у всех одинаково развита. Как принято говорить, смотрят все, а видят немногие. К. Станиславский говорил: Люди не умеют различать по лицу, по взгляду, по тембру голоса, в каком состоянии находится их собеседник, не умеют активно смотреть и видеть сложную правду жизни, не умеют внимательно слушать и по-настоящему слышать. Если бы они умели это делать, творчество было бы бесконечно богаче, тоньше и глубже». «Величайшей загадкой» назвал А.Н. Бенуа то обстоятельство, что «люди не видят и даже тогда . когда все ясно, как день».

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные . К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к соврем ...

Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста
Говоря о ребёнке школьного возраста как активном, целенаправленном, внутренне мотивированном субъекте учебной деятельности, необходимо отметить, что этот возраст представлен, по меньшей мере, тремя разными возрастными группами, т.е. в качестве субъекта учебной деятельности выступает младший, средни ...

Виды морфем
Корнем, или корневой морфемой, является неделимая общая часть всех родственных слов, содержащая в себе основной элемент их лексического значения. На основе общности значения корневых морфем в словообразовательной системе языка образуются гнезда родственных слов. При этом в составе корня происходят ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru