Выставлялся с 1925 года в Швейцарии, Германии, Турции, Италии, Испании, Иране, США.
Работы художника снискали восторженную оценку в нацистской Германии как произведения «истинно арийского искусства». Имя Мусаева, лично знакомого с Адольфом Гитлером и Лени Рифеншталь, в советское время находилось под запретом. Встречавшийся с Мусаевым во время одной из многочисленных зарубежных поездок Расул Гамзатов назвал художника «блудным сыном Дагестана». {LINKS}
Творчеством Мусаясула были очарованы в разное время три принцессы: Австро-Венгерская, Германская и Египетская. Они искали встречи с ним, приглашали к себе во дворцы, посещали его мастерскую – позировали. Египетская принцесса Мелекки выхлопотала Халил-Беку, возводившему свою родословную к царю Дарию, персидское дворянствоКартины Мусаева находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США), в собраниях Германии. Часть произведений художника в 1990-х годах вернулась в Дагестан, где создан музей Халил-Бека Мусаева, основан его фонд. Одна из улиц Махачкалы названа его именем, выпущена его автобиографическая книга «Страна последних рыцарей» (Махачкала, 1999). В Метрополитан-музее в знак признания вклада Мусаясула в мировую культуру выставлены слепки рук живописца. Кроме него, из деятелей российской культуры этой чести удостоен только Рахманинов.
Основоположником дагестанской советской живописи явился Муэддин Араби Джемал (Мухутдин Абдул-Меджидович Джамалов), который начал свое творчество рано и и пробуждение его таланта было типично для процесса выдвижения в начале XX века первых национальных художников, находившихся "под влиянием русской культуры и мечтавших о профессиональной учебе.
Его ранние эпические работы: «Старец, играющий на чагане», «Девушка в весеннем цвету», «Медуза в образе горянки», «Сонная лошадь», «Сказка», «Тиран Ол сбрасывает с Хунзахской кручи несчастного горца» и другие носили подражательный характер, даже романтические поиски приобретали, салонно экзотический оттенок и привкус декаданса. Особенно показателен в этом смысле «Кородинский мотив» с суровым мрачным архитектурным пейзажем, где разыгрывается драматическая сцена, раскрывающая кровавые обычаи и гиперболизированные страсти. В колорите господствует условность. Но в этот же период художник создает и реалистические произведения (это лирические и архитектурные пейзажи «Камни на дне канала», «Башня в Тидибе», «Гапшима», карандашные портреты, раскрашенные акварелью: «Андийка», «Муслимат из Инхо» (1920) «Чохинка» (1921 г.). Эти акварельные работы привлекают внимание не только своим колористическим решением, но и серьезным отношением художника к психологическому осмыслению характера портретируемого.
Эпическая монументальность, суровая романтика, символизм соседствовали с реалистическими поисками, усвоением творческих традиций русской национальной школы и своеобразных влияний культуры Закавказья.
Разнообразие методов и стилей — характерная черта раннего творчества М. Джемала, его поисков, приведших к реалистическому пониманию задач живописи.
В начале 30-х годов появляется и первое жанровое произведение художника — триптих «В ауле». На первый взгляд—это простое описание размеренного течения жизни в горном ауле. Но всматриваясь в эту спокойную трехчастную композицию старого аула, все больше убеждаешься в том, что в отношении художника к жизни здесь сквозит не только простое любование патриархальным укладом, а большая любовь к родным местам, традициям, людям своего края, а также глубокие философские раздумья.
В 50-е годы Джемал создал панно-триптих «Колхоз селении Чох? Но уже и этой первой тематической работе Джемала, ставшей началом становления тематической картины в дагестанской живописи, мастер, опираясь на Традиций мировой и русской классической живописи старается синтезировать свои понятия национальных местных форм, вкусов, цветоощущения, местной динамики и пропорций с законами живописи.
Если в начале 30-х годов "М. Джемал обрел профессионализм в живописи и в основном сумел создать социальный портрет, то к середине 30-х годов художник приступает к созданию сюжетно-тематических многофигурных композиций, связанных с историей и современной жизнью Дагестана. Его работы интересны и актуальны по тематике, но не всегда Джемал справляется, с поставленной задачей, в некоторых его композициях ощущается еще скованность самого мастера, в работах много показного, выбранного для изображения не из самой жизни, а по принципу «Так должно было быть». Это особенно обращает па себя внимание в таких работах, как «Тупик единоличника», «Кулак», где автор «напирает» на классовость. Наиболее интересно среди работ этого периода монументально-декоративное панно «Чабаны», выполненное в 1934 году к съезду животноводов республики. Чабан поймал живого волка и собравшиеся вокруг него коллеги рассматривают добычу, но один из чабанов увлечен чтением газеты. Сюжет служит поводом для показа нового в дагестанском ауле. Зритель знакомится с бытом чабанов, с окружающей природой.
Великая педагогика:
Причины орфографической безграмотности
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В чем заключаются причины орфографических ошибок в школе? Пытаться перечислить решительно все причины явно непосиль ...
Многообразие образовательных целей
В планировании, в частности – планировании целей, очень важно найти разумный баланс между принципиальными вопросами («что должно быть получено в результате?») и вопросами техническими («как сформулировать цели?»). Большое многообразие «образов человека» в человековедческих и, в том числе, – психоло ...
Определение методики развития речи у детей младшего
дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров
Фольклор – прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Разенковой Ю.А., Баенской Н.Н. доказано, что дети в семьях, которых с периода беременности, младенческого и младшего дошкольного возраста использовали произведения малых фольклорных жанров (звучали колыбельные, потешки, прибаут ...