Все три аспекта важны в системе школьного обучения, поэтому при изучении операций и алгоритмов их выполнения следует использовать оба способа их введения.
При содержательном способе введения операций и алгоритмов их выполнения большую роль играет выбор сюжетных задач, которые называются ведущими. В качестве ведущих следует набирать такие задачи, которые удовлетворяют следующим требованиям: {LINKS}
1) при выборе фабулы задачи следует учитывать и использовать практический опыт учащихся;
2) меняя числовые данные в задаче, можно рассмотреть все возможные случаи вводимой операции;
3) содержательный способ решения задачи должен быть адекватным вводимому алгоритму.
Проведение анализа задач, использованных в качестве ведущих, в учебниках математики, с точки зрения высказанных требований, может способствовать улучшению изложения материала учебников.[16]
Рассмотрим содержательный способ введения на примере алгоритма сложения дробей с разными знаменателями.
В начале урока учитель предлагает ученикам для решения следующую задачу:
«Изобразите в тетради такой же квадрат, как на рисунке. Закрасьте ½ квадрата синим цветом, ¼ - красным, 1/8 – желтым, 1/16 – зеленым. Какая часть квадрата осталась незакрашенной? Какая часть квадрата закрашена?»[9]
Ребята без труда ответят на вопросы задачи. Далее учитель задает вопрос: «Как ответить на вопрос задачи, не пользуясь рисунком? С помощью каких действий?». Этот вопрос также не будет затруднительным, ученики без труда ответят, что нужно сложить ½ +1/4 +1/8 + 1/16. Но возникает проблема, как это сделать, так как пока изучено только сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Таким образом перед учениками ставиться цель – научиться складывать дроби с разными знаменателями. После этого учитель вводит алгоритм сложения дробей с разными знаменателями:
приведем эти дроби к общему знаменателю;
выполним сложение по правилу сложения дробей с равными знаменателями.
После введения алгоритма и выполнения нескольких примеров на закрепление, без труда решается задача, предложенная в начале урока. Плюс задачи в том, что можно сразу проверить полученный результат с тем, который получился при закрашивании квадрата.
Рассмотрим другой способ введения алгоритма – формальный, на примере сложения десятичных дробей.
В начале урока ученикам предлагаются для решения различные несложные упражнения. Например,
Выполнить сложение: 1/7 + 5/7; 1/10 + 7/10.
Записать в виде обыкновенной дроби числа: 0,5; 0,07.
Представить числа в виде разрядных слагаемых: 457; 4,57; 56; 0,56.
Назвать числа, равные числу 4,7.
Сложить числа, представив их в виде суммы разрядных слагаемых и применив законы сложения: 286 + 37.
Выполнить сумму, называя каждый раз единицы каких разрядов вы складываете: 5873
326
Далее вводиться сам алгоритм сложения десятичных дробей:
Уровнять число знаков после запятой в слагаемых;
Записать слагаемые друг под другом так, что бы запятая оказалась под запятой;
Сложить полученные числа, как складываются натуральные числа;
Поставить в полученной сумме запятую под запятыми в слагаемых.
После введения алгоритма может быть рассмотрена задача, например:
«В соревнованиях по тройному прыжку Юра сделал прыжки 2,48 м, 2,76 м и 3,42 м, а Саша – 2,54 м, 2,3 м и 3,56 м. Кто из мальчиков стал победителем?»
Данное исследование проводилось с целью рассмотреть особенности организации этапа мотивации при введении математических предложений.
Основные задачи, которые ставились перед началом исследования, были выполнены. Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы показал, что сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса. Но в то же время данной теме уделяется мало внимания, в основном идет упоминание о мотивации, говориться о ее роли, но ее сущность полностью не раскрывается.
Великая педагогика:
Значение использования художественной литературы в умственном развитии
детей
Что же дает ребенку художественная литература, в части сказка? Как влияет на формирование его личности? Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представ ...
Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития
учащего среднего школьного возраста
Говоря о ребёнке школьного возраста как активном, целенаправленном, внутренне мотивированном субъекте учебной деятельности, необходимо отметить, что этот возраст представлен, по меньшей мере, тремя разными возрастными группами, т.е. в качестве субъекта учебной деятельности выступает младший, средни ...
Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования
На современном этапе формирования и развития социальной работы серьезное внимание уделяется проблеме становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий социальн ...