Проблема формирования коммуникативных умений психолого-педагогической литературе

Страница 5

Существенный вклад в разработку теории коммуникативных умений как фактора психологической готовности к школе внесла М.Г. Маркина. Она разработала показатели коммуникативной готовности к школьному обучению и признаки их проявления, в качестве которых выделены коммуникативные умения: {LINKS}

1 .Способность к конструктивному ведению диалога:

- умение слушать партнера и адекватно понимать смысл его высказывания;

- умение находить противоречия и слабые места в рассуждениях партнера и подвергать их конструктивному обсуждению;

- умение воплощать собственную мысль в форму логически стройного обобщающего суждения, доступного для восприятия окружающих.

2. Адекватность ориентировки в коммуникативном пространстве:

- умение конструировать образ «Я» на основе согласования собственных и чужих представлений о себе;

- умение создавать «образ партнера» по коммуникации;

- умение адекватно воспринимать сущность конкретного взаимодействия.

3. Компетентность в моделировании акта межличностного взаимодействия:

- умение находить тему и планировать ход предстоящего общения;

- умение проектировать адекватные средства общения и реализовывать их на практике;

- умение избегать возможные конфликты в общении и связанные с ними эмоционально-психологические напряжения.

Таковы основные подходы отечественных педагогов и психологов. Как видно из их характеристики, коммуникативные умения понимаются как индивидуальные качества или структурные компоненты личности ребенка, тесно связанные с речевой деятельностью.

В результате экскурса в проблему формулирования понятий, классификации и условий формирования коммуникативных умений мы определили данную группу умений у старших дошкольников следующим образом.

Коммуникативные умения - это сложные и осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности ребенка к общению.

Характеризуя данное определение, мы хотели бы подчеркнуть:

- коммуникативные умения являются сложными, включающими в себя простые (элементарные) умения;

- простые (элементарные) коммуникативные умения в ходе постоянных упражнений автоматизируются и доводятся до навыка;

- коммуникативные навыки входят в состав коммуникативных умений и конкретизируют последние своим содержанием;

- коммуникативные умения являются осознанными коммуникативными действиями детей, что проявляется в способности дошкольников строить общение в соответствии с задачами, адекватно коммуникативной ситуации и партнерам, анализировать и оценивать коммуникативные контакты со сверстниками и взрослыми;

- коммуникативные умения основаны на теоретических знаниях и практической подготовленности, которые включают в себя целенаправленную работу по созданию мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений, ознакомление детей со средствами и способами общения, практическое осуществление действий в условиях коммуникативной деятельности.

Таким образом, коммуникативные умения включают в себя знания, элементарные умения, навыки, необходимые в процессе общения для выбора и осуществления адекватных коммуникативной ситуации действий.

Специфика дошкольного возраста поставила нас перед необходимостью определить основные коммуникативные умения, подлежащие формированию у детей старшего дошкольного возраста. С этой целью мы выделили ряд теоретических установок, положенных в основу разработки структуры и содержания коммуникативных умений у детей.

При определении данных групп умений мы исходили из общей теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым и развиваемой В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным и теории общения как коммуникативной деятельности М.И. Лисиной. Опора на данные исследования позволила нам применить схему и приемы, разработанные при изучения общения взрослых и сопоставить выделенные коммуникативные умения взрослых и старших дошкольников.

Исследуя психологические особенности массовой коммуникации,

А.Н. Леонтьев отмечал: «Чтобы полноценно общаться человек должен, в принципе, располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Он должен, во- вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Классификация инноваций
В зависимости от специфики и места использования различают несколько видов нововведений. Технологические инновации Технологические инновации — это новые способы изготовления продуктов, новые технологии их производства. Они создают основу для развития промышленности и технологического перевооружения ...

Модель управления
В соответствии с принципами синергетики построена модель управления образовательным пространством. В этой модели целью управления является такое согласованное взаимодействие элементов системы, которое бы обеспечило и функционирование элементов и существование всей системы в целом, обеспечило сохран ...

Проблема изучения коммуникативных умений в научной литературе
Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Технологический уро ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru