Музыкальное искусство через общение, диалог «втягивает» растущего человека в модель жизни, обуславливает развитие и саморазвитие, делает его способным изменять социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с общечеловеческими. Музыкальное восприятие помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному обмену. В процессе общения с музыкальным произведением возрастает духовность и взаимопонимание людей. Музыка рождает гармоническое единство, ее внутренний мир пробуждает в человеке наиболее высокие и тонкие чувства, которые выступают стимулом к изменению как в целом своей жизни, так и сиюминутных порывов. Встреча космической музыки с тонким эмоциональным миром человеческой души рождает красоту и доброту отношений. {LINKS}
Занятия музыкой с детьми с ОПФР – это очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются очень многие дети, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях.
Музыкальные занятия позволяют решать различные задачи. Они важны, например, для развития эмоциональной сферы ребенка с детьми с ОПФР. На музыке часто легче, чем на других занятиях, происходит установление контакта ребенка с педагогом. Это происходит, с одной стороны, за счет насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями. С другой стороны, на музыкальном занятии у педагога есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий – он делает то, что ему нравится (свободно двигается под музыку, поет или просто кричит, стучит в барабан и др.) и при этом получает одобрение взрослых, потому что он делает именно то, что нужно.
Эмоциональная включенность ребенка помогает организовать совместную деятельность его и педагога. При этом развивается и активность самого ребенка. Если сначала педагог принимал все, что делал ребенок, то теперь от ребенка ждут определенных действий. Ребенок начинает действовать произвольно, выполняя то, что просит педагог, и отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний. Это способствует, с одной стороны, развитию произвольности, сознательной регуляции деятельности, а с другой – возникновению общения между ребенком и педагогом.
Музыка помогает развитию чувства ритма, ритмичности движений, речи. На отличия музыкального ритма от любого другого (трудового, стихотворного и др.) указывал Б.М.Теплов. По его мнению, ритм музыкального произведения оказывает влияние, с одной стороны, на эмоциональную сферу слушателя, а с другой стороны, его восприятие сопровождается своеобразной двигательной активностью. Таким образом, способность уловить ритм звучащей музыки и начать свое движение, синхронизировав его с ритмом музыки, качественно отличается, например, от простого выполнения физкультурного упражнения под счет тренера – участие в такой деятельности и двигательной, и эмоциональной сферы делает ее для многих детей легче и интереснее. Так, на музыкальных занятиях у детей развивается музыкально-ритмическое чувство, что, в свою очередь, оказывает влияние на двигательную, эмоциональную, познавательную сферы.
Музыкальное воздействие стимулирует собственную активность ребенка. С одной стороны, заражаясь эмоцией, которую несет музыка, ребенок легче включается в общую деятельность, начинает петь или танцевать вместе со всеми или, если его состояние слишком тяжело для таких сложных видов деятельности, просто более внимательно наблюдает за окружающими его взрослыми и детьми. Так благодаря эмоциональному заряду педагоги «втягивают» ребенка в свою деятельность. С другой стороны, сама музыка стимулирует возникновение у слушателя двигательных реакций: многим знакомо появляющееся вдруг желание пойти танцевать под ритмичную танцевальную музыку, часто, не осознавая этого, мы начинаем покачивать ногой, постукивать пальцами по столу. Психофизиологические исследования выявили возникновение микродвижений мышц артикуляторного аппарата и всего тела под действием музыки (Благонадежина Л.В., Готсдинер А.Л., Теплов Б.М.). Эти микродвижения представляют собой редуцированные крупные движения, которые совершают маленькие дети, – благодаря им оказывается возможно более осмысленное и дифференцированное восприятие музыкального произведения.
Великая педагогика:
Характеристика СМИ и их влияние на развитие личности
подростков
Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: сод ...
Характеристика занятий по изобразительной деятельности и их значение в
развитии навыков пейзажному рисованию
Содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их, взаимосвязях и отношениях. По содержанию замысла детский рисунок очень рано, является сюжетным, но по объективным признакам он долгое время не становитс ...
Скоростно-силовые способности спортсменов - волейболистов и методика их
развития на начальном этапе обучения
Современные требования для достижения максимальных результатов в волейболе выдвигают определенные изменения в подготовке волейболистов. Любые движения человека - это результат согласованной деятельности Ц.Н.С. и перефирического аппарата, в частности нервно-мышечной системы. Без проявления мышечной ...