Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. {LINKS}
Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Главная цель – создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализация положений нового направления об универсальности и самоценности природы. Во многих дошкольных учреждениях страны созданы оригинальные развивающие среды.
В детских садах появились экологические комнаты (экологические классы, комнаты природы, комнаты друзей природы, экологические гостиные), предназначенные для экологических занятий, релаксационных целей, знакомства с литературой, коллекциями природного материала, для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами.
Новым элементом развивающей предметной среды стала лаборатория, которая создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Работа в лаборатории предполагает серьезную игру детей в «ученых», которые проводят опыты и наблюдения.
Большое внимание уделяется оформлению территорий дошкольных учреждений. Многие детские сады стали участниками и победителями городских конкурсов на лучшее оформление двора.
На территории дошкольных учреждений создаются альпийские горки, огороды, теплицы, ландшафтные уголки, водоемы, сады, метеоцентры, уголки леса, лекарственных трав, летние театры, фонтаны, мини-водопады. Дошкольные учреждения имеют экологические тропинки, как на территории своих учреждений, так и в ближайших лесопарках и других ландшафтах Составной частью развивающей среды стали макеты ландшафтов, городов, территорий детских садов, природных зон, отражающие быт предков, а также модели, игрушки, создаваемые педагогами вместе с детьми.
Уголок природы (живой уголок) перестает быть традиционным: следуя биоцентрическому направлению, большинство дошкольных учреждений отказались от содержания диких животных в неволе. Для целей экологического образования используются зимние сады, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, фитобары, специально оформленные коридоры и холлы, дизайн-студии, изостудии, гончарные мастерские, театральные студии, центры науки.
Здоровье ребенка тесно связано с состоянием окружающей среды, качеством употребляемых продуктов и материалов, используемых для оформления помещений детского сада, поэтому многие дошкольные учреждения занимаются вопросами здоровья и экологии в комплексе, получая консультационную помощь со стороны медицинских учреждений и органов санэпиднадзора.
Сложным вопросом организации системы экологического образования является соблюдение преемственности в работе дошкольных учреждений и школ. Достижения детских садов в области экологического образования зачастую недооцениваются как органами управления образованием, так и коллективами школ. Отсутствие преемственности обусловлено и рядом объективных причин (различной развивающей предметной средой дошкольного образовательного учреждения и школы, организацией учебного процесса и др.).
Наиболее полно преемственность реализуется в системе учебно-воспитательных комплексов (детский сад – начальная школа). Сотрудничество дошкольных учреждений со школами в большинстве регионов развито слабо, чаще всего по не зависящим от детских садов причинам. Некоторые дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь начальной школе, приглашая учеников на экскурсии в свои уголки природы, музеи, проводя совместные конкурсы, экологические праздники, походы.
За последнее десятилетие многие дошкольные издания стали уделять большое внимание экологическому образованию. Например, такие известные образовательные журналы, как «Дошкольное воспитание» и «Обруч», газета «Дошкольное образование» периодически посвящают данной проблеме отдельные номера, отражают опыт работы дошкольных учреждений. Информация о развитии экологического образования в детских садах публикуется в региональных газетах. Освещаются, пока недостаточно, эти вопросы на радио и телевидении.
Рассмотрим роль предметно-развивающей среды на развитие экологического воспитания детей на примере Московского негосударственного Детского центра «Развитие XXI век».
Великая педагогика:
Индивидуализация воспитания трудных детей в начальной школе
Воспитательные воздействия влияют на ученика не прямо. Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн показал, что внешние причины действуют через внутренние условия. Под последними он понимал личность человека. Мы уже употребляли это понятие выше. Но сейчас есть смысл привести его определение. Лич ...
Общие сведения о воспитании в Древнем Риме
После завоевания Римом Греции произошел совершенный переворот и в жизни, и в воспитании римлян, несмотря на то, что греческая образованность после Александра Великого значительно пала. Со II веке до н. э. на организацию школьного обучения в Риме нарастающее влияние оказала традиция эллинистических ...
Организация педагогической деятельности по формированию
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста строилась на основе теоретических положений и результатов констатирующего этапа исследования и была направлена на решение следующих задач: - разработать и экспериментально проверить этапност ...