Государственный переворот 1917 года

Страница 3

Подготовка и издание учебника в СССР – дело большой государственной важности. Об этом свидетельствуют постановления ЦК партии, Советского правительства по вопросам подготовки, издания и распространения учебника. Учебник – самая массовая и доступная книга в СССР. В 1975 году только для средних общеобразовательных школ было издано около 2400 названий учебников на 52 языках, тиражом свыше 300 млн. экз. Учреждены ежегодные Государственные премии - в 1970–1976 годах Государственными премиями отмечено свыше 20 учебников для средней общеобразовательной школы, средних специальных и высших учебных заведений. {LINKS}

Выводы по 1 главе

В рассмотренных в первой главе четырёх наиболее важных периодах развития учебной литературы прослеживается зависимость, что содержание, излагаемый материал и доступность учебников во все времена были зависимы от взгляда, целей и политики правителей России. Об этом свидетельствуют следующие факты:

- в XVI веке к Московскому государству были присоединены обширные царства Казанское и Астраханское для укрепления централизованного государства и государственной власти во вновь завоеванные области посылали многочисленных православных проповедников-миссионеров, строили церкви и монастыри. Естественно, что для новых церквей понадобились богослужебные книги в большем количестве. И поэтому 1 марта 1564 года повелением Ивана Васильевича IV и благословением митрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная книга «Апостол». По «Апостолу» обучают грамоте духовенство, в этом отношении издание "Апостола" еще раз показывает его государственно-национальное значение в борьбе со "смутой" путем церковного просвещения.

- к началу царствования Петра I наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное землевладение и очень слабо развивалось промышленное производство. Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. Обострение классовой борьбы, общественно политическое движение XVII - начала XVIII века требовали от Петра I принять меры к укреплению государственного устройства, усилению армии. И Пётр I начинает интенсивную реформу в образовании. В этот период появляется много учебной литературы по арифметике, астрономии, военному делу и строительству.

В результате преобразований правительства Петра I в России были созданы современная армия и военно-морской флот, экономическая политика правительства обеспечила известный рост промышленности и торговли.

- под влиянием общественного движения 60-х годов царское правительство вынуждено было провести ряд реформ: крестьянскую (отмена крепостного права), судебную, воинскую, земскую и школьную. По этому «Положению» цель начальных народных училищ определялась так: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». В начальных школах преподавались закон божий, чтение пo книгам гражданской и церковной печати, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно вестись на русском языке. Учителями начальных училищ по «Положению» 1864 года имели право быть церковники (священники, дьяконы и дьячки) или же светские лица. От духовных лиц не требовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда как светские лица могли быть учителями начальных народных училищ в том случае, если «получали на звание учителя или учительницы особое разрешение уездного училищного совета по представлении удостоверения в доброй нравственности и благонадежности от лиц, совету известных». Однако уже в середине XIX века успехи естественных наук, подъём общественно-педагогического движения за демократизацию обучения определили новое направление в подходе к составлению учебников.

- после государственного переворота, осуществленного большевиками в октябре 1917 году, проблема коренной перестройки всей системы народного образования была выдвинута в качестве первоочередной. В стратегии и тактике политики большевиков школа должна была стать важным средством пропаганды и распространения коммунистической идеологии. Учителям, перешедшим на сторону советской власти, предписывалось обязательное участие в распространении партийной литературы, пропаганде политической и экономической линии партии большевиков. Дореволюционные учебники, особенно по гуманитарным дисциплинам, при новых программах оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям советской школы не могли дать положительных результатов.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Понятие трудного ребенка в начальной школе
Трудные дети – широкое и неоднородное понятие. Это дети, которые встречают трудности в освоении теоретических знаний программного обеспечения. Ребенок, который понимает, что ему не удается то, что другим дается легко, чувствует себя униженным. Это влияет на его моральное состояние. Есть дети, котор ...

Пути совместной работы логопеда и воспитателя
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организаци ...

Содержание и методика работы по организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Для того, чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога – руководителя детского теа ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru