Впоследствии эта устная договоренность обернулась для амстердамского негоцианта более чем щедрым контрактом - в 1700 году с ним была заключена пятнадцатилетняя концессия на исключительное право беспошлинной поставки в Россию учебников и всяких книг. {LINKS}
Сложно сказать, чем руководствовался будущий российский император, заключая столь кабальный для себя договор, ведь издание учебников не было, собственно, основным направлением деятельности гравера Тесинга. Очевидно, не смущало русского царя и то «незначительное» обстоятельство, что сам предполагаемый издатель многочисленных русских учебников по-русски не говорил. Впрочем, выход из столь щекотливой ситуации вскоре был найден: Ян Тесинг отыскал в Амстердаме некоего Илью Федоровича Копиевского, по-видимому, польского или литовского белоруса, кандидата-пастора реформатской веры, владевшего латынью, голландским, польским, немецким и отчасти русским языками, который и взялся подготовить к печати серию пособий для России. В 1699–1706 годах Копиевский действительно составил и частично издал 12 книг, из которых, надо сказать, в Россию попали не все.
По складу своего образования Копиевский был, по-видимому, барочным «дидаскалом» в духе Симеона Полоцкого, что не замедлило сказаться на качестве подготовленных им учебников. Так, уже первая составленная кандидат - пастором книга «Введение краткое во всякую историю» (Амстердам, 1699 год) отличалась чрезмерной расплывчатостью и, разумеется, была весьма далека от пособий того рода, которые хотел бы видеть в России Петр. Начнем с того, что пособие, в заглавии которого было заявлено намерение создать «ясное и совершенное руководство…для юношества» по истории от сотворения мира, имело в объеме 47 страниц. Большую часть их занимали хронологические таблицы правления иудейских, вавилонских, египетских, персидских, греческих и римских правителей – прочие исторические события, очевидно, показались автору малодостойными внимания. Впрочем, в последнюю главу своего исторического труда Илья Копиевский включил также некоторые сведения по географии. Читателю, в частности, сообщалось, что протяженность земной окружности составляет 5500 миль, в то время как диаметр Земли равен 1718 миль.
В том же году стараниями Копиевского увидело свет «Краткое и полезное руковедение в арифметику», значительную часть которого составляли басни Эзопа. Пожелание Петра видеть среди издаваемых книг руководства по военному делу призвано было удовлетворить «Краткое собрание Льва Миротворца, августейшего греческого кесаря, показующее воинских дел обучение», однако же перевод Копиевского, более напоминающий краткий пересказ, лишал книжку всяческих подробностей и делал абсолютно непригодной в качестве практического пособия по заявленному предмету.
В 1700 году Копиевский не поладил с Тессингом и завел собственную типографию, где была отпечатана «Латинская грамматика». Книга эта была куплена для своего училища пастором Глюком, который впоследствии жаловался на попадающиеся в ней многочисленные ошибки.
Еще через год Копиевский принимает участие в переводе «Книги, учащей морскому плаванию» ― извлечении или компиляции из трудов известного голландского математика Авраама де Графа. Впрочем, книга, прямое распоряжение о печатании которой Петр давал Тесингу еще во время своего пребывания в Голландии, в итоге оказалась весьма малополезной. Несмотря на наличие некоторых необходимых ученикам сведений – о компасе, сторонах света, а также опубликованную здесь первую карту Белого моря, в ней есть также весьма курьезные ошибки ― например, изображение плоскостной карты глобуса, имеющее форму ромба.
Великая педагогика:
Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению ...
Арифметические действия в начальном курсе математики и методика их изучения
В течение всех четырех лет начального обучения ведется работа по формированию у детей понятий о натуральном числе и арифметических действиях. С самого начала это делается в неразрывной связи с рассмотрением различных случаев практического применения этих понятий, с работой, направленной на усвоение ...
Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью
Умственно отсталые дети, помимо стойкого недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, вследствие органического поражения головного мозга, имеют сопутствующие дефекты развития и соматические заболевания. Это обстоятельство оказывает отрицательное влияние на усвоение умствен ...