Профессия – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы. По Ожегову, профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Профессиональная деятельность – выполнение трудовой деятельности на основе имеющихся специальных знаний и практических навыков. {LINKS}
Е.А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»:
1.Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни.
2.Профессия как область приложения сил связана с выделением (уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности.
3.Профессия как деятельность и область проявления личности.
4.Профессия как исторически развивающаяся система.
5.Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда.
Основными характеристиками профессиональной деятельности выступают:
а) ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);
б) общественно полезная деятельность;
в) деятельность, предполагающая специальную подготовку (совокупность знаний, умений и навыков как результат обучения в различных учебных заведениях: вузах, техникумах, ПТУ и т.д.);
д) деятельность, предполагающая систематичность, постоянство определенного круга занятий, работы.
к) деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающая возможность человеку не только удовлетворить свои насущные потребности, но и являющаяся условием его всестороннего развития;
л) деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус;
Главной психологической характеристикой профессии является признание этой деятельности за профессию личным самосознанием данного лица, т.е. отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником ( С.М. Богословский)
С понятием «профессиональная деятельность» тесно связаны такие родовые понятия как труд, виды труда, содержание труда, специализации и др.
Труд это деятельность человека, в процессе которой он с помощью орудий труда воздействует на природу (включая и человека, общество как часть природы) с целью создания предметов, условий, услуг для удовлетворения разнообразных потребностей.
Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно профессия – это группа родственных специальностей (например, профессия – врач, специальность – врач-терапевт).
Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, дипломе и реальную, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Квалификация, являясь качественным показателем овладения работником той или иной специальностью, обеспечивает «вертикальное» направление профессиональной мобильности.
Логика развития профессий, а следовательно той или иной профессиональной деятельности такова: сначала возникает потребность людей в той или иной профессии, затем происходит накопление практического опыта (в социальной работе –это благотворительность, общественное и частное призрение), его осмысление и затем формируется теоретическая база профессиональной деятельности.
Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в Беларуси начинает развиваться с 1991 года, когда постановлением Госкомтруда СССР в апреле 1991 года в квалификационный справочник должностей включена должность «специалист по социальной работе», эквивалентная принятой в международной практике должности социального работника с высшим образованием. До того профессиональные функции этого специалиста выполняли в той или иной степени работники образования, здравоохранения, правоохранительных органов, социального обеспечения. Однако их функционал слабо был ориентирован на основную цель социальной работы – оказание социальной помощи и поддержки человеку в кризисной жизненной ситуации. Проблема научного определения профессиональной социальной работы с самого начала ее институализации находилась в центре внимания социологов, политиков, философов, а также самих профессионалов, оказывающих социальные услуги. Обобщая взгляды специалистов различных стран мира можно дать следующее определение профессиональное социальной работы. Социальная работа есть профессиональная деятельность, направленная на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы.
Великая педагогика:
Характеристика связной речи и ее особенности
Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается ...
Что включает в себя система действий учителя
Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическу ...
Скоростно-силовые способности спортсменов - волейболистов и методика их
развития на начальном этапе обучения
Современные требования для достижения максимальных результатов в волейболе выдвигают определенные изменения в подготовке волейболистов. Любые движения человека - это результат согласованной деятельности Ц.Н.С. и перефирического аппарата, в частности нервно-мышечной системы. Без проявления мышечной ...