Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Необходимо уделять больше внимания развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства. {LINKS}
Личность многогранна, ее становление определяется множеством факторов, как внешних, так и внутренних. Все в своем развитии проходят некоторую последовательность постепенно усложняющихся этапов, но каждый со своей скоростью. Одаренные дети отличаются от обычных детей, но ведь они и между собой отличаются. Одаренность не однородная характеристика, как не двух одинаковых детей, так нет и двух одинаковых талантов. Само определение таланта уже противоречит унифицированности, ведь это создание чего-то нового, ранее никогда не существовавшего. Каждый одаренный ребенок уникален по-своему. Поэтому конкретный учебный план должен учитывать как особенности одаренных детей в целом, так и индивидуальность каждого маленького гения в отдельности. Они, возможно даже более, чем их обычные сверстники, нуждаются в индивидуальном подходе.
Система свободных, не организуемых жестко занятий, представляется наиболее подходящей для обучения одаренных дошкольников. Она дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Таким требованиям наиболее отвечает коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Это вполне оправдано, так как одаренные дети могут оказаться умнее своего учителя, и поэтому жесткая регламентация учебного материала, назидательный тон, конформистские решения здесь не приемлемы.
Технология индивидуального подхода к одаренным детям мало, чем отличается от обычной (Ковальчук Я.И.):
Определить уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности.
Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков.
Определить способы оценки успехов ребенка.
Художественная одаренность представляет наиболее широкие возможности для проявления индивидуального подхода. Развивать творчество можно самыми разнообразными путями, и каждый ребенок сам выбирает наиболее подходящий способ самовыражения. Если все-таки есть необходимость дать задание определенной темы, не стоит навязывать малышу технику, средства, цветовое решение – в этом и будет проявляться индивидуальность творческой личности.
Сложность технологии индивидуального подхода к одаренным детям осложняется тем обстоятельством, что к ним не применимы определенные возрастные особенности, ведь каждый из них неповторим и находится на своей «возрастной» ступени, соответствующей уровню его развития. Но зато к ним применимы некоторые общие особенности, присущие одаренным детям:
Сверхчувствительность к проблемам. Маленького гения отличает то, что он может нарисовать и шаблонный рисунок. Главное не что он рисует, а для чего. Поэтому можно просто поставить перед детьми проблему, а ее решение каждый найдет сам, можно лишь подсказать что-то. Но к этому следует подходить осторожно, опираясь на психологические особенности малыша, кому-то мешает вмешательство в творческий процесс.
Тесно связанная с первой, еще одна особенность художественно одаренных детей – «говорящий цвет», цветовое решение выражает эмоциональную атмосферу. Нужно тонко разбираться в этом, чтобы лучше понять внутренний мир ребенка.
Продуктивность. Следует обсудить все возможные решения, ведь чем больше идей, тем больше возможность выбрать наиболее оригинальные.
Способность к оценке. Необходимо после выполнения задания обсудить работы, т.к. это важный этап в анализе проделанной деятельности. Следует с осторожностью подходить к оценке, одаренные дети помимо высоких способностей обладают еще и такими качествами, как лидерство, соревновательность, повышенная ранимость. Нужно максимально учитывать сочетание этих характеристик в каждом маленьком гении.
Главное в обучении одаренных детей это все-таки педагог. Только личности может воспитать личность, а если последняя уже таковой является, каким же должен быть учитель малолетних гениев? Какие качества должны быть ему присущи?
Главная составляющая личности педагога – творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения; для чего необходимо их совершенное знание.
Великая педагогика:
Анализ фразеологизмов английского языка с компонентами – зоонимами и их
эквивалентов в русском языке
Фразеологизмы английского языка с компонентами – зоонимами Развитие многозначности зоонимов осуществляется путём переноса значения, названия. Исторически вторичные значения являются переносными, часто и фигуральными, но многие из них в настоящее время уже не осознаются в своих исходных качествах. С ...
Анализ состояния проблемы в практике
Исследование проводилось на базе Еленинского ДОУ «Березка» Карталинского района в феврале 2003 года. В нем принимали участие 10 детей старшей группы. Задачи: Выявить уровень развития изобразительных способностей. Разработать рекомендации по осуществлению индивидуального подхода для наиболее полного ...
Принципы синергетики и проблема управления образованием
Синергетика в сфере образования и педагогики несет большой эвристический потенциал, дает не только новый язык для перевода известных положений и терминов, но и эволюционную методологию управления образовательным процессом с учетом феноменов самоорганизации в образовательном пространстве. Методологи ...