Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста

Педагогическая информация » Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся » Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста

Страница 2

Как отмечает А.К.Маркова, основными речевыми новообразованиями подросткового возраста являются новые функции речи: функции перспективной саморегуляции, регуляции и дифференцированного воздействия на партнера общения. Собственное высказывание подростка становится управляемым и контролируемым (это характеризует письменное высказывание в большей степени, чем устное.). В этот возрастной период вырабатывается «индивидуальный стиль речи», усложняется ее структура, появляются специальные термины, абстрактные и метафорические выражения. {LINKS}

Значительные количественные и качественные сдвиги отмечены в развитии устных и письменных форм общения, усложнении высказывания, росте его объема, увеличении количества фраз оценочного характера, совершенствовании синтаксического и интонационного оформления текста и т. д.

У учащихся остаются трудности в овладении связным логическим высказыванием. Эти трудности, по мнению С.Л.Рубинштейна, сохраняются в тече­ние всего дальнейшего периода обучения в средней школе. Здесь существенно подчеркнуть, что у подростков отмечается стремле­ние не только к полноценному предметному общению, но они хотят общаться «ради самого общения», часто не осознавая его цели (что объясняется особенностями ведущей деятельности этого пе­риода). В силу специфики такого общения в тексте появляется больше экспрессивных языковых средств.

Стремительное развитие речемыслительной деятельности под­ростка приводит:

а) к расширению номенклатуры коммуника­тивных задач, успешно решаемых им, и релевантных возрастным особенностям его речемыслительной деятельности;

б) совершен­ствованию способа решения этих задач. Все это свидетель­ствует об усиленном развитии коммуникативной деятельности под­ростка как ее субъекта. Простое описание, перечисление фактов как бы отходит на второй план в этом возрасте, уступая место раскрытию внутренних (имплицитных, т. е. внешне не выражен­ных каузальных связей.).Пподростки, так же как и взрослые, не ограничиваются оцениванием внешних подробностей изображен­ного на картинке, а стараются интерпретировать ее. Тексты опи­саний, производимых подростками гораздо полнее и точнее пере­дают воспринимаемую ими окружающую действительность, чем тексты младших школьников. Подростки, как правило, называют в тексте больше действий и объектов, чем младшие школьники, хотя, опять-таки не охватывая все существенное. Усложняется и более разветвленной становится предикативная структура высказывания подростков в основном за счет роста числа преди­каций более высоких порядков. Растет объем высказывания, совершенствуются показатели комплексированности мысли, связ­ности текста и увеличивается общая культура речи. Тексты подростков, состоящие все еще преимущественно из простых пред­ложений, уже отличаются более высокими показателями связно­сти, логичности. В среднем школьном возрасте увеличивается и объем высказывания как в словах, так и предложениях за счет увеличения длины отдельных предложений, усложнения грам­матических конструкций и т. д.

Работы, направленные на изучение механизмов речевой дея­тельности (П. В. Скуридина, Л. Р. Мошинская, С. Л. Гурьева), полностью подтверждают и дополняют из­вестные в психологии речи характеристики речемыслительной деятельности подростков, выявляющие общую тенденцию нара­стания в среднем школьном возрасте показателей логичности, осознанности, доказательности мышления, совершенствования мыслительных процессов и операций. В то же время всеми иссле­дователями отмечается «недосформированность» умений и навы­ков, связанных с функционированием речемыслительной дея­тельности, ее механизмов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Психологический анализ учебной деятельности
Теория деятельности возникла еще в древности. Но психологическую теорию деятельности создали наши отечественные ученые: Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн . Первые подходы к учению как к деятельности были заложены трудами Л.С.Выготского, А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштей ...

Общая педагогика
Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и восп ...

Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ в 5–6 классах
Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru