Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Владение литературным языком, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно. {LINKS}
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), отмечает О.С. Ушакова, умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность.
Понятие образной речи является смежным понятию экспрессивной речи. В. Гумбольд отмечал: «Каждый индивид использует язык для выражения своей неповторимой самобытности». Ученый считает, что когда слово проникается экспрессией говорящего, то оно выступает как выражение определенной ценностной позиции индивидуального человека; речевой опыт каждого человека формируется в постоянном взаимодействии с чужими индивидуальными высказываниями. В связи с этим, следует разграничить понятие экспрессивности и образности речи. Экспрессия, по мнению Г.И. Дидук, – это качество речи, выразительность (или образность) речи, такое ее качество, благодаря которому она приобретает стилистическую значимость (эмоциональность, образность) и становится способной передать определенное нетривиальное содержание. Ученая указывает на то, что при обработке учениками лексем большое значение имеет упор на такие психологические факторы, как образное мышление и речь, чувство языка, дар слова, интуиция. По мнению Г.И. Дидук, экспрессия порождается образностью. Это увеличение впечатляющей (действенной) силы выражения, предоставление ему особой мотивированной приподнятости. Г.А. Олейник отмечает, что полноценному восприятию художественного текста оказывает содействие эмоциональная функция ударных слов, которая имеет целью «процесс осознания и передачи эмоционального заряда текста (его эмоционально-образную выразительность, образные представления)». Такой подход к определению эмоциональной функции касается, по Г.А. Олейник, прежде всего выразительных компонентов в речи потому, что успех эмоционального влияния на слушателя находится в непосредственной связи с восприятием и воспроизведением художественного текста.
Слова, кроме лексического значения, различаются и стилистически (принадлежность к определенной лексической категории). Лексика составляет совокупность употребляемых в языке слов, с которыми связаны определенные значения, закрепленные в общественном употреблении (М.И. Пентилюк, М.Я. Плющ, О.Д. Пономарев и др.). Отдельное значение в лексике составляет экспрессивная лексика. Экспрессивность определяется учеными как совокупность семантико-стилистических признаков единицы речи, которая обеспечивают ее способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения говорящего к содержанию или адресату. Условием создания словесной экспрессии выступает содержание слова, которое включает в себя эмотивно-оцениваемые критерии (Г.И. Дидук и др.). Главная особенность экспрессивной речи состоит, по мнению психологов (А.А Леонтьев ) и психолингвистов (Г.О. Винокур, В.В. Виноградов), в употреблении языковых элементов в свободном их использовании, как в поэтическом так, и в повседневном контексте.
Под экспрессивной лексикой понимается совокупность слов, возникших путем метафоризации, которая усиливает лексическое значение конотативними признаками. Конотативне значение слов выражается преимущественно с помощью лексических средств речи – тропов.
Великая педагогика:
Методы адаптивного воспитания школьников с умственной отсталостью легкой
степени
Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психофизических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности. Воспитание ...
Появление арифметических действий
Содержание курса арифметики в разные времена у разных народов было весьма различно. Индийцы, например, причисляли извлечение кубического корня к элементарным арифметическим операциям. С другой стороны, руководство профессора Пурбаха (1423-1491гг.) первого профессора Венского университета, читавшего ...
Возможности межпредметных связей в развитии интереса школьников к уроку
музыки
Первые попытки классификации межпредметных связей были не совсем удачны. Ю. Вайткявичус, Н.М. Верзилин, В.М. Корсуновская и другие основой классификации определили хронологический критерий, т.е. основывали её на «предварительных, сопутствующих и последующих связях». Это привело к изменению учебной ...