Кроме того, у ученика формируется умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.
Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, включая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки в первую очередь. {LINKS}
3. «Языковой портфель достижений ученика» является одной из новых, недавно оформившихся технологий обучения русскому языку.
По форме «Языковой портфель» – новый тип рабочей тетради-папки, фиксирующей самооценку речевых, коммуникативных умений учащихся на протяжении всего школьного курса обучения языку. Назначение языкового портфеля заключается
в описании проделанной учеником работы по совершенствованию речевых умений за годы обучения в школе (описание дает как учитель, так и ученик);
в качественной фиксации учеником и учителем уровня овладения основными видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением и письмом) в зависимости от этапа обучения (начальный, средний и старший);
в презентации (по выбору ученика) наиболее удачных письменных работ, разнообразных по жанру (сочинения разных жанров, ответы на вопросы, диктанты, изложения и т. д.);
в определении личной позиции ученика по отношению к предмету на определенном этапе обучения;
в прогнозировании профессиональных склонностей ученика на этапе предпрофильного и профильного обучения [Быстрова, 2004: 186].
4. Технология блочного обучения
Создание речевых произведений определенных жанров – это одна из сторон формирования у обучающихся речевой компетентности. Реализуется это на уроках русского языка с использованием технологии блочного обучения, а на уроках литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Технология блочного обучения позволяет создать условия для реализации системного мышления, активизации внимания.
Основой блочной технологии является:
- одновременное изучение аналогичных понятий;
- представление большого количества информации в образно – наглядной форме (матрице);
- усложнение заданий от урока к уроку.
Например, уроки развития речи с применением технологии блочного обучения в работе с нетрадиционными жанрами сочинений (репортаж-статья-письмо).
Цель таких занятий: развивать речевую компетентность путем сравнения, сопоставления и практического использования нетрадиционных жанров сочинений: статьи, репортажа, письма на основе технологии блочного обучения.
Таким образом, работа по развитию речи с использованием технологии блочного обучения создает условия для реализации системного подхода с целью развития и совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенции сознательным путем и успешной реализации требований программы на современном этапе в условиях модернизации системы образования. На уроках литературы при изучении произведений используются информационно-коммуникационные технологии в форме проектов, которые по своим языковым, текстовым, композиционным параметрам тяготеют к информационно-воздействующим текстам, обладают признаками логичности и лаконичности с целью оказания воздействия на читателя в усвоении прочитанного, интерпретации художественного произведения и собственно анализа.
Важным аспектом является то, что обучающиеся получают возможность осуществлять между собой общение, передавая сообщение в виде текста, звука и изображения, обеспечивая тем самым устойчивую мотивацию познавательной деятельности, подходя творчески к накопленным знаниям, воспринимая, осмысливая их и излагая усвоенное в своем понимании.
Великая педагогика:
Влияние мотивации на учебный процесс
Поскольку в рамках нашего исследования проверяется гипотеза о связи мотивации с уверенностью в знаниях, существует необходимость рассмотреть это понятие в теоретическом анализе дипломной работы. Существует большое количество разновидностей мотивации, но мы подробнее остановимся только на внутренней ...
Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей
Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, - это всегда социально-педагогическая деятельнос ...
Восприятие времени
В отличие от ощущений в образе восприятия субъекту дано не только представление о времени как таковом, но и представление о его размерности. В восприятии время дифференцируется, дробится на отрезки, интервалы. Появляется переживание не просто длительности или последовательности, но и определенной ...