Результаты самооценки уровня развития общего показателя толерантности младших школьников.
Школьники младшего школьного возраста с низким уровнем проявления толерантности составляет – 3,8 % (0,1 балл)
Школьники младшего школьного возраста с недостаточным уровнем развития толерантности – 7,6 % (0,3 балла) {LINKS}
Учащиеся младшего школьного возраста со средним уровнем проявления толерантности – 7,6 % (0,3 балла)
Учащиеся младшего школьного возраста с достаточным уровнем проявления толерантности – 69 % (2,1 балл)
Учащиеся младшего школьного возраста с высоким уровнем проявления толерантности – 12 % (0,6 балла)
Анкета экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника основана на более конкретизированном подходе в диагностике компонентов ядра толерантности и личностных свойств, их представляющих.
Цель методики: исследование толерантности и ее ядерных составляющих учащихся младших классов.
Структура методики.
Анкета состоит из 5 шкал, отражающих сформированность всех 5 ядерных составляющих структуры толерантности: ценностные ориентации, эмоциональная устойчивость, коммуникативная компетентность, эмпатия, ассертивность. Каждая из 5 шкал содержит 5 вопросов. Всего в Анкете 25 вопросов. К каждому вопросу Анкеты дается два варианта ответа. Анкета имеет текст методики (вопросы для экспертов), ключ к обработке данных, бланк ответов и интерпретацию результатов тестирования.
Интерпретация результатов.
Из существующих в математике шкал обработки фактических экспериментальных данных нами были выбраны две шкалы для интерпретации полученного фактического материала: многомерная порядковая пятиуровневая шкала и шкала номинальная.
Таким образом, порядковая шкала дала нам возможность выложить полученные результаты в баллах от 0 до 5.
Номинальная шкала позволила выявить уровни развития тех или иных компонентов толерантности.
Уровень развития компонентов толерантности характеризуется с помощью оценок по каждой шкале следующим образом:
0- 1 — низкий уровень развития данного компонента толерантности.
1,1 – 2 – недостаточный уровень развития компонента толерантности.
2,1 – 3 – средний уровень развития компонента толерантности.
3,1 – 4 – достаточный уровень развития данного компонента толерантности.
4,1 – 5 – высокий уровень развития компонента толерантности.
Оценки 1 и 5 баллов, практически редко встречающиеся, представляют собой крайние диаметрально противоположные значения одного компонента толерантности.
Уровень развития общего показателя толерантности у младших школьников характеризуется по шкале следующим образом:
Испытуемые, получившие оценки 0 – 1 баллов, — это дети с низким уровнем проявления толерантности. Они остро нуждаются в проведении психологической развивающей работы.
Дети, получившие оценку 1,1 – 2 баллов, характеризуются недостаточным уровнем развития толерантности. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, чувствуют себя неуверенно, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы. Эти дети также нуждаются в проведении с ними развивающей работы.
Для испытуемых, получивших оценку 2,1 – 3 баллов, характерен средний уровень проявления толерантности. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, однако не умеют отстаивать свое мнение, часто вступают в конфликты или остаются обиженными сверстниками, несамостоятельны. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию навыков толерантного поведения.
Испытуемые, получившие оценку 3,1 – 4 баллов, относятся к группе с достаточным уровнем толерантности. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, активны, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации мероприятий, характеризуются желанием отстаивать свои интересы, достаточной самостоятельностью. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Испытуемые, получившие оценку 4,1 – 5 баллов, обладают высоким уровнем толерантности. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает.
Великая педагогика:
Понятие способностей
Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности. Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям ...
Проблема формирования коммуникативных умений психолого-педагогической
литературе
Совершенствование дошкольного образования в качестве принципиальной составляющей предполагает гуманизацию всей совокупности отношений: ребенок - ребенок, ребенок - воспитатель, ребенок - родители и т.д. Переход к системе образования центрированной на ребенке, делает проблемы культивирования человеч ...
Различия между оценкой, отметкой и баллом
Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученик ...