Общая характеристика основных казахских инструментов

Страница 2

Жетыген - струнный щипковый инструмент, представляющий собой деревянный ящик с натянутыми струнами. В прошлом изготавливался из выдолбленного цельного куска дерева. В настоящее время широко бытует у хакасов под названием "шатхан", сохранился у тувинцев - "чадаган" и др. Существует легенда о происхождении жетыгена. Во время джута отец, имевший семь сыновей, потерял всех, одного за другим. После смерти каждого из них он натягивал по одной струне на выдолбленный кусок дерева и исполнял кюи, которые известны как семь кюев для жетыгена. В древности на жетыгене, задабривая духов, играли перед охотой, что служило залогом удачи. На воспевавшие славные жетыгене аккомпанировали себе древнетюркские поэты-сказители, подвиги батыров. {LINKS}

Камыс сырнай - язычковый духовой инструмент, изготавливаемый из камыша, в виде короткой полой трубки. Устройство и способ звукоизвлечения на камыс сырнае идентичен популярному в джазе духовому инструменту - саксофону. Камыс сырнай, обладающий резким, пронзительным звуком, способен имитировать крики различных птиц и животных. Это свойство инструмента использовали охотники. На камыс сырнае исполняли также народные мелодии и наигрыши.

Шертер - трехструнный щипковый инструмент типа домбры, гораздо меньший по объему. Корпус шертера изготавливали из цельного куска дерева, который обтягивали кожей, струны - из конского волоса, либо из жил. Согласно преданиям, на шертере играли пастухи, созывая овец. На его красивый звук слетались птицы и садились рядом с музыкантом. В далеком прошлом игра на шертере сопровождала исполнение эпических сказаний и песен. Традиция игры на шертере, наиболее развитая до революции в Семипалатинской области, в советский период не получила признания официальной идеологией, вследствие чего была забыта. Найденный при раскопках древнего города Отрара шертер был возрожден Болатом Сарыбаевым. В настоящее время изменились строение и внешний вид инструмента - струны изготавливают из лески, а гриф разделен на лады. Реконструированный инструмент широко применяется в ансамблевой практике. Он введен в состав многих музыкальных фольклорно-этнографических коллективов "Отрар сазы", "Жетыген", "Сазген" и др. Вследствие разрыва преемственности в исполнительской традиции в советское время репертуар сольных исполнителей на шертере в настоящее время составляют два сохранившихся народных кюя для шертера "Ой-толгау" и "Сал курен", нотированных исследователем и исполнителем Замзагуль Измуратовой. Большинство же произведений репертуара составляют переложения домбровых кюев.

Широко известен идентичный казахскому камыс сырнаю туркменский народный музыкальный инструмент - дилли тюйдук.

Используемый в единичных случаях, начиная с советского периода по настоящий момент, ни в одном из видов исполнительства в Казахстане - сольном, ансамблевом, оркестровом, камыс сырнай широкого распространения так и не получил.

Таким образов, каждый инструмент имеет свойственное только ему звучание и традиционные приемы исполнения.

Страницы: 1 2 

Великая педагогика:

Описание опытно-экспериментальной работы по оптимизации двигательной активности детей 6-7 лет на физкультурных занятиях в ясли-сад №43
Цель формирующего эксперимента - внедрить систему физкультурных занятий с применением эффективных методов и приемов повышения двигательной активности детей. Эксперимент проходил в ясли-сад №43 ул. Зои-Космедимьянской 39 г. Барановичи, в двух подготовительных к школе группах: контрольной (КГ) и эксп ...

Методы адаптивного воспитания школьников с умственной отсталостью легкой степени
Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психофизических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности. Воспитание ...

Проектирование и программирование образования как ядро макроуправления
Управление образовательными системами предполагает последовательную реализацию функции проектирования и программирования образования, а также использование специальных инструментов регулирования функционирования и развития образовательных систем. К данным инструментам относятся, прежде всего, механ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru