Психолого-педагогическая характеристика детей с 4-6 лет с общим недоразвитием речи

Педагогическая информация » Логопедическая работа с детьми старшей группы специального детского сада с общим нарушением речи » Психолого-педагогическая характеристика детей с 4-6 лет с общим недоразвитием речи

Страница 5

У детей с онр наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук.

Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. Однако нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими аномалиями. {LINKS}

Чрезвычайно важной и во многом ещё не совсем решённой проблемой является отграничение детей с онр и сохранным интеллектом от детей с первичным интеллектуальным дефектом. Это осложняется тем, что умственное недоразвитие часто также сопровождается речевой патологией, которая имеет ряд специфических проявлений.

У умственно отсталых детей так же, как у детей с онр, отмечается позднее появление активной речи, но отличие состоит в том, что понимание речи окружающих у них наступает значительно позже.

Отмечается также большой временной интервал между появлением первых слов и последующим пополнением словарного запаса. На ранних этапах развития наблюдаются штампы, персеверации, эхолалия; на более высоких ступенях речевого развития отсутствуют словотворчество и звуковые поиски.

Мимико-жестикуляторное общение умственно отсталых детей отличается примитивностью и малой дифференцированностью. Несмотря на частые проявления речевой расторможенности, умственно отсталые дети не испытывают потребности в направленном речевом общении, не избирательны в контакте и часто не критичны к своему дефекту.

При сравнительно благополучном овладении элементами фонетической стороны у умственно отсталых детей смысловая сторона речи развивается крайне медленно, не достигая нормы даже при успешном освоении фонетических средств языка.

У детей с первичным недоразвитием речи в более ранние сроки появляются понимание речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально-избирательное отношение к окружающему миру.

Диагностическим признаком для отграничения их от умственно отсталых детей является диссоциация речевого и психического развития. Психическое развитие детей с онр, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

Тщательный анализ речевых навыков ребёнка требуется в тех случаях, когда необходимо отграничить проявление онр от замедленного темпа речевого развития.

Замедленный темп речевого развития в большинстве случаев обусловлен негрубой родовой травмой, длительными соматическими заболеваниями в раннем детстве.

В анамнезе обычно не содержатся данные о грубых нарушениях центральной нервной системы, что обеспечивает большую сохранность моторных функций, психических реакций, поведения ребёнка в целом. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчёты воспитания, дефицит общения могут также быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего обратимая динамика речевой недостаточности.

У детей с задержкой речевого развития сам характер речевых ошибок менее специфичен. Преобладают ошибки типа смешения продуктивной и непродуктивной форм множественного числа, наблюдается унификация родительного падежа множественного числа (карандашов). У этих детей отстаёт от нормы объём речевых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям младшего возраста в процессе овладения речью.

Несмотря на отдельные отклонения от возрастных нормативов, речь детей обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором их поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному речевому развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения, что позволяет при ранней логопедической помощи полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти п ...

Формирование нового содержания, форм культуры
Термин "средневековье" возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом ...

Особенности развития экспрессивной лексики детей в дошкольном возрасте
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, граммати ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru