Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Ученые выделяют следующие признаки, обеспечивающие уникальность групповой работы:
непосредственное взаимодействие между учащимися (совместная деятельность, сотрудничество детей); {LINKS}
опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя (педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет задание, инструкцию по его выполнению; оценивает результаты труда группы, руководство деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы).
Анализ групповой деятельности школьников позволяет выделить определенные этапы ее организации. На первом этапе дети учатся сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся.
На уроках чтения во 2 классе учитель начальных классов Киселева Ирина Гомон – гимназия № 33 г. Краснодар предложила детям составить книжку малышку, куда ребята записывали пословицы о совместном труде («Один в поле не воин», «Одна голова – хорошо, а две лучше», «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» и др.), и иллюстрировали каждую из них примерами из своей жизни. Для чтения в этот период учителем подбирались сказки и рассказы, подходящие по тематике (сказка «Репка», басня «Лебедь, Щука и Рак» и т.п.) Каждое литературное произведение коллективно обсуждалось и иллюстрировалось пословицей.
После того, как проведена подобная подготовка к совместной деятельности, можно переходить к систематической организации групповой работы на уроках. Ее особенностью в начальной школе, по мнению ученых, является последовательность, в основе которой - усложнение деятельности учащихся в группах. Эти усложнения осуществляются по нескольким направлениям:
- усложнение видов групповой работы (парная работа; единая групповая работа с одинаковым заданием для всех групп; дифференцированная групповая работа с разными заданиями для групп, но подчиненными общей цели);
- повышение степени самостоятельности учащихся;
- усложнение содержания учебного материала.
Итак, групповая работа активизирует учение школьников, создает широкую наглядную чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка, анализ.
При личностно - ориентированном обучении младших школьников приоритет отдан нестандартным урокам. Ученые выделяют ряд умений, необходимых учителю для подготовки и проведению нетрадиционного урока:
- демонстрация детям своего полного доверия;
- организация учащимся в формировании и уточнении целей и задач урока;
- организация сообщения нового материала в форме увлекательного диалога;
- организация саморефлексии достигнутого и действий детей; не нарушать единство логической структуры урока;
- исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
В настоящее время существует множество форм организации нестандартных уроков, которые занимают значительное место в начальной школе. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью форм их проведения.
Таким образом, анализ теории и практики позволил сформулировать требования к организации личностно - ориентированного урока в начальной школе:
- отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе класса; стимулирование учащихся к высказыванием, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.
- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
Великая педагогика:
Характеристики и критерии оценки инноваций
По характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические. Теоретические инновации К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в р ...
Понятие здорового образа жизни и его составляющие
Забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большее количество людей начинает бережно относиться к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового обра ...
Уверенность в знании у студентов с различной мотивацией и знаниями учебного
материала
Проанализировав собранный материал по теме дипломной работы, мы подготовили теоретическую базу для исследования метакогнитивных суждений. Затем для сбора данных необходимо было разработать методику диагностики уверенности: тест, в который должна входить «порядковая шкала уверенности» (от 0% до 100% ...