Существенной причиной правонарушений среди школьников является противоречивость положения, в которое они нередко попадают. С одной стороны, они усваивают требования морали и права, безусловную необходимость их исполнения; с другой — из средств массовой информации и общения узнают о многочисленных фактах грубого нарушения норм нравственности и закона людьми, облеченными властью, доверием народа. Это вносит сумятицу в их сознание, ставит под сомнение действительную ценность закона и правовых норм. Осуществлению правового воспитания школьников противодействует также устойчивая сила стереотипов противоправного и безнравственного мышления и поведения отдельных родителей, других взрослых людей. Неустойчивость, противоречивость правового сознания и поведения подростков и юношей обусловлены также склонностью поддаваться воздействию массовой психологии, законам ложного товарищества и чести. Подросток может пойти на правонарушение за компанию, опасаясь обвинения в предательстве, в трусости или поддавшись случайно возникшему влечению к «романтическому» приключению. Все эти обстоятельства требуют внимательного их учета в правовом воспитании, систематической профилактической работы, особенно с педагогически запущенными детьми. {LINKS}
Критерии правовой воспитанности школьников неразрывно связаны с нравственными. Здоровый нравственный климат в коллективе является основой ответственного отношения его членов к правовым нормам, показателем хорошей работы. Среди других показателей такие, как знание детьми правового минимума, отсутствие правонарушений, контактов с детской комнатой милиции. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий гражданского, трудового и нравственного воспитания.
Необходимость нравственно-правового воспитания младших школьников объясняется тем, что именно в этот период дети получают много новой информации, знакомятся с понятиями, но отношение к ним еще не сформировалось. Именно на этом этапе, в младшем школьном возрасте необходимо заложить основы нравственно-правовых знаний и умений поступать в соответствии с полученными знаниями .
В исследовании Р.Н. Галиахметовой нравственно-правовое воспитание рассматривается как " .планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию учащихся всей совокупностью многообразных форм, средств и методов с целью формирования в их сознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, привычек правомерного поведения".
Мы считаем необходимым расширить и конкретизировать данное определение.
Так, нравственно-правовое воспитание школьников - это планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию учащихся всей совокупностью многообразных форм, средств и методов с целью воспитания у них познания себя и окружающих, чувства собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям, понимания ценности, как своей личности, так и ценности других людей, уважения к правам человека, представляющих собой единый комплекс прав и обязанностей.
Тема нравственно-правового воспитания нуждается как в теоретическом обосновании, так и в нахождении эффективных технологических решений на основе целостного, системного подхода. Регламентированный подход в использовании нравственно-правового воспитания лишь в одном звене: либо во внеклассной работе, либо в преподавании отдельных учебных предметов, снижает достигаемые результаты. Поэтому в процессе формирования нравственно-правового самосознания учащихся необходим целостный подход, охватывающий всю воспитательную и учебную систему школы в единстве всех ее компонентов: воспитание в учебной деятельности, воспитание во внеурочное время, воспитание через организацию взаимодействия школы и семьи.
Великая педагогика:
Психологические особенности младших школьников
«Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу», - утверждал Б.В. Асафьев. «Ранее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного разви ...
Планирование
Планирование – это проектирование желаемого будущего и эффективные пути его достижения. Это орудие мудрых людей. Планирование – это процесс принятия решений. Элементы планирования: · Результаты – определение целей и задач; · Средства – выбор политики (определенного правила, способа действия), прогр ...
Взаимосвязь мотивов учения и успешности учебной деятельности
Исследование проводилось в гимназии № …г. . Выборку испытуемых составили 60 учеников: по 20 человек второго, третьего и четвертого классов. В составе выборки было 55% девочек и 45% мальчиков. Все дети обучаются в гимназии с первого класса. Одним из важных показателей, свидетельствующем о познавател ...