В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов. {LINKS}
Согласно исследованиям А.А. Леонтьева, А.А Люблинской, А.Н. Гвоздева мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности.
Как доказано А.М. Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.
О.С. Ушакова считает умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный подтекст высказывания очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом. Это умение становится доступным детям в старшем дошкольном возрасте.
Н.В. Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.
Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М. Дьяченко, раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения – «опредмечивающий» и образ «включение». Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию.
Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества старших дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.
Ю.А. Руденко исследовала процесс обогащения лексического запаса детей старшего дошкольного возраста экспрессивной лексикой средствами русской народной сказки. Были установлены последовательные стадии обогащения словаря старших дошкольников экспрессивной лексикой: отбор лексики из народных сказок и ее группировка по словарям-минимумам; объяснение номинативного значения подобранной лексики и осознание детьми роли экспрессивных средств в сказках; ознакомление дошкольников с народными сказками, содержательный анализ сказок; обогащение словаря экспрессивной лексикой в речевых ситуациях; самостоятельное продуцирование экспрессивной речи с опорой на наглядность; закрепление приобретенных привычек в процессе использования творческих задач (литературные викторины, творческие рассказы, игры-драматизации).
Ученая определила тенденции усвоения экспрессивной лексики старшими дошкольниками:
– эффективность усвоения экспрессивных средств речи зависит от уровня понимания детьми номинативного значения лексики сказок;
– темпы обогащения словаря экспрессивной лексикой обуславливаются уровнем развития у дошкольников экспрессивной речи; темпы активизации словаря детей относительно употребления экспрессивной лексики зависят от содержательного насыщения речевых упражнений, игровых ситуаций, лингвистических сказок, предложенных детям;
– прочность усвоения экспрессивной лексики обуславливается ее систематическим использованием в разных видах деятельности детей.
Великая педагогика:
Структура социальных служб и учреждений работающих с детьми группы риска
В настоящее время в России нет четко структурной системы социальных служб и учреждений, работающих с детьми группы риска. Социально-педагогичекой поддержкой и реабилитацией детей занимаются различные социальные учреждения. Термин социально-педагогическая поддержка детства, был предложен Северным А. ...
Классификация орфографических трудностей русского языка
Существует достаточно много точек зрения на этот вопрос. Рассмотрим сначала классификацию орфографических трудностей русского языка, предложенную В.Ф.Розенталем. Он считает, что в орфографические трудности входят слова, «написание которых хотя и регулируется «Правилами русской орфографии и пунктуац ...
Понятие трудного ребенка в начальной школе
Трудные дети – широкое и неоднородное понятие. Это дети, которые встречают трудности в освоении теоретических знаний программного обеспечения. Ребенок, который понимает, что ему не удается то, что другим дается легко, чувствует себя униженным. Это влияет на его моральное состояние. Есть дети, котор ...