В следующих двух тестах (№№5, 6), которые на наш взгляд наиболее точно отражают собственно скоростно-силовые способности юных волейболистов, учитывая то, что абсолютное большинство двигательных действий в этой игре спортсмены выполняют с помощью прыжков, так же получены значительные приросты показателей. {LINKS}
Так, за два года обучения (Табл. 1) в группе начальной подготовки результаты прыжка в длину с места (тест №5) выросли на 34 см. Однако, следует отметить и тот факт, что прирост данной результативности получен, в основном, за первый год занятий (прирост составил 17 см). За второй год обучения данный прирост выявился несколько меньшим и составил 13 см.
В тест №6 (прыжок вверх с места) результаты в первый год подготовки (Табл. 1) выросли на 4,8 см, а за второй - на 7,7 см. В целом, высота подъема общего центра тяжести (ОЦТ) юных волейболистов за два года подготовки возросла до 44,9 см при средних исходных данных в 21,8 см и составила 23,1 см. Полученный прирост результативности в тесте №6 (прыжок вверх с мата) превысил исходный показатель на 105,0%, что явилось следствием целенаправленной работы по развитию скоростных и силовых качеств, а так же применением интенсивной технологии совершенствования скоростно-силовых способностей у юных волейболистов.
О необходимости и соблюдения выбора приоритетности и избирательности средств в развитии физических качеств у юных волейболистов 10 14 лет говорят результаты теста №7 (измерение становой силы). За два года подготовки прирост становой силы составил 15,2 кг и практически был постепенным (6,2 кг 1-й год и 6,0 кг - 2-й год) и постоянным.
Из таблицы 2 видно, что результаты всех тестов выросли на достоверно значимые величины (р<0,05). Особенно это касается скоростно-силовых способностей, где прирост оказался наиболее значительным и находится в диапазоне 17,8-51,4%. Несколько худшие результаты волейболисты 10 - 14 лет показывают в тестах №1 и №2 на ловкость и скоростную выносливость (7,3-6,1%), что говорит о наступившем возрастном барьере в развитии данных качеств. Особенно это видно (Табл. 2) на втором году обучения, где прирост показателей в данных тестах составил всего 2,7% и 3,9% соответственно, когда как на первом - полученные результаты увеличились на 6,8% и 9,8% каждое. Средний процентный прирост показателей всех тестов за первый год тренировок составил 11,2%, а за второй год, по отношению к первому - 9,4%. Падение прироста результативности произошли, прежде всего, за счет тестов №1, 2, 5, 7, что в одном случае (тесты 1,2) говорит о недостаточности внимания тренера к развитию ловкости и скоростной выносливости в возрасте 10 - 14 лет, а с другой - о влиянии возрастных изменений происходящих в организме занимающихся связанных с увеличением массы и длины тела (тесты 5, 7).
Однако, данные изменения, показанные в таблицах 1 и 2, показывают соотношение роста результатов выполнения тестов от начала до конца 2-х летнего эксперимента и ежегодную динамику изменений. В тоже время в практике работы ДЮСШ по любому виду спорта, в том числе и ДЮСШ по волейболу, существуют определенные нормативные требования к занимающимся. Сопоставляя полученные результаты тестирования тренеры могут выявить те изменения (положительные или отрицательные), которые происходят при развитии различных физических качеств у занимающихся.
На рисунках 1 - 7 показанные сравнительные данные существующих нормативных требований программы ДЮСШ и полученные результаты в ходе эксперимента. Из полученных результатов видно, что в начале исследований (сентябрь 2003 г) все показатели тестирования уступают модельным характеристикам нормативных требований программы ДЮСШ. В конце исследования (май 2005 г) все модельные нормативы были юными волейболистами превзойдены, особенно в тестах на ловкость и скоростную выносливость.
Таблица 1.
Результаты контрольных испытаний по физической подготовке:
№ |
Контрольные нормативы |
2004 - 2005г.г. |
2005 - 2006 г.г | ||
сентябрь |
май |
сентябрь |
май | ||
1. |
Тест 6м х 5(сек) |
11,7 |
10,9 |
11,2 |
10,9 |
2. |
Тест "Елочка" (сек) |
31,5 |
30,2 |
30,9 |
29,7 |
3. |
Метание н/мяча (1 кг) сидя(м) |
4,1 |
4,7 |
4,63 |
5,5 |
4. |
Метание н/мяча (1 кг) стоя(м) |
7,2 |
7,55 |
8,9 |
9,71 |
5. |
Прыжок в длину с места (см) |
157 |
174 |
178 |
191 |
6. |
Прыжок вверх (см) |
21,8 |
26,6 |
36,2 |
44,9 |
7. |
Становая сила (кг) |
31,3 |
37,5 |
40,5 |
46,5 |
Великая педагогика:
Особенности развития физических качеств и двигательных навыков у школьников
с умственной отсталостью легкой степени
На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей. Психомоторное недоразвитие детей с ...
Роль инструментов и инструментальной музыки
в жизни казахов
Традиционная казахская музыкальная культура принадлежит суперэтнической (по Л.Н. Гумилеву) цивилизации кочевых народов Центральной Азии. Опыт мирового этномузыкознания показывает, что у народов, связанных со скотоводством, как правило, наблюдается большое разнообразие музыкальных инструментов и выс ...
Основные виды и типы упражнений
По мнению российского методолога Салистра И.Д. , система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном язык ...