Развитие произвольного поведения у детей

Страница 4

То или иное произвольное действие может принадлежать и не принадлежать к волевым в зависимости от того, связано ли оно с преодолением трудностей или нет.

Волевые действия — это разновидность произвольных действий, спецификой которых, является использование при достижении цели волевого усилия. Это действия, связанные с преодолением затруднений, требующие больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения. {LINKS}

К волевым действиям относятся: всматривание (при плохой видимости), прислушивание (при плохой слышимости или звуковых помехах), принюхивание, концентрация внимания, припоминание, сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости, т, е. все те сенсорные, мнемические и двигательные действия, осуществление которых требует проявления значительного волевого усилия.

Также волевые действия направлены на преодоление внутренних преград: подавление непосредственных желаний, эмоций, осуществление целенаправленной деятельности в условиях затруднения и др.

Способность регулировать различные сферы психической жизни складывается из конкретных контролируемых умений. Рассмотрим конкретные умения в двигательной, эмоциональной сферах и в поведении.

В двигательной сфере это:

умение произвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в движении;

умение различать и сравнивать мышечные ощущения;

умение определять соответствующий характер ощущений, характер движений, сопровождаемый этими ощущениями;

умение менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

В эмоциональной сфере это:

умение произвольно направлять своё внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;

умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно);

умение одновременно направлять своё внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;

умение произвольно и подражательно воспроизводить или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

В общении:

умение улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;

сопереживать (те есть принимать позицию партнёра по общению и полноценно проживать – прочувствовать его эмоциональное состояние);

умение отвечать адекватным чувствам ( то есть в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

В поведении:

умение определять конкретные цели своих поступков;

умение искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;

умение проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций;

умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

умение брать на себя ответственность.

Структура произвольного действия соответствует структуре любой деятельности. Произвольное действие в своем развитом виде имеет сложную структуру, в которую включают:

осознанный, мотивированный выбор цели,

принятия решения,

планирование,

исполнение намеченного,

совершение усилий в процессе преодоления препятствий,

оценка полученного результата.

Произвольное действие начинается с целеобразования всегда в форме осознания потребностей и предметов их удовлетворения.

Побуждение (цель, потребность, идеал) становится движущей силой произвольной активности, когда содержит в себе противоречие между неудовлетворяющим настоящим и желанным будущим.

В цели фиксируется образ желаемого предмета потребности, предполагаемый результат.

Цель включает в себя представление о будущем результате, об уровне достижений и успеха.

Для произвольного действия характерен свободный выбор цели, т. е. определяемый не извне, а изнутри, т. е. мотивированный самим человеком.

Итак, потребности превращаются в различные мотивы, определяющие совершение одних и препятствующие выполнению других действий. Мотивы произвольных действий всегда имеют в большей или меньшей степени осознанный характер.

В результате изменения значения различных потребностей у человека может возникнуть борьба мотивов. Борьба мотивов включает в себя широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят о всех плюсах и минусах действий в том или ином направлении, обсуждении того, как именно надо действовать. Борьба мотивов нередко сопровождается значительным внутренним напряжением и представляет собой переживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и общественными интересами, между «хочу» и «должен» и т.д.

Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов: человек решается действовать в определенном направлении, отдавая предпочтение одним целям и мотивам и отвергая другие. Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него, и это порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности. Процесс принятия решения достаточно сложен, и внутреннее напряжение, сопровождающее его, прогрессивно нарастает. Но после того, как решение принято, человек испытывает определенное облегчение, так как внутренняя напряженность снижается. Это решение может быть сразу претворено в жизнь, или действие, являющееся результатом решения, может быть несколько отсрочено. В последнем случае возникает длительное намерение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

История развития моделей обучения
Современная модель обучения отражает психологические закономерности организации и осуществления процесса образования, обучающихся разного возраста и в разных условиях. Наиболее употребительной в педагогической практике считается классификация по характеру и содержанию противоречий в учебной проблем ...

Урок – пресс-конференция
Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Пер ...

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов
В заключение организованного нами формирующего этапа по развитию связной речи в процессе театрализованной деятельности, где использовались педагогические методы: индивидуальные беседы с детьми, специально разработанные задания, дидактические упражнения, театральные игры, которые включались в разную ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru