Музыкальные способности являются как бы ядром музыкального развития, осуществляемого в процессе музыкального воспитания, в процессе планомерного овладения учащимися системой знания и навыков.
Но решающую роль в музыкальном развитии играет учет индивидуальных особенностей учащихся и внутренних условий их развития. Ведь развитие всегда определяется тем, насколько гибко умеет обучающий использовать их в новых условиях. На каждом этапе развития открываются новые возможности для дальнейшего совершенствования способностей для общего развития. {LINKS}
«Всякое подлинное развитие человека- это становление или развитие его способностей» - утверждает известный психолог С.Л.Рубинштейн.
В полной мере это высказывание относится и к музыкальному развитию как развитию музыкальных способностей. От природы нет никаких способностей, есть только задатки, которые в большинстве педагогических работ рассматриваются как анатомо-физиологические предпосылки, которые могут превратится, а могут и не превратится в способности.
Задатка есть у всех. Однако очень важно иметь в виду два обстоятельства:
1. Задатки у всех разные;
2. Задатки нужно развивать и превращать их в способности в определенное время.
Таким образом, природные задатки развиваются в определенных условиях. У учащихся предшкольного класса они находятся на стадии созревания, и полноценность их также зависить от физических условий.
Если много заниматся с ребенком, то его многому можно научить. Для того чтобы развились его дарования, нужно чтобы ребенку самому н.равились музыкальные занятия. Необходимость положитильных эмоций, чувства удовольствия от деятельности - неприемлемое условие для развития любых способностей, даже таких «натуральных», как музыкальные способности.
В своем развитии музыкальные способности выделяют общие и специальные. Б.М.Теплов к основным музыкальным способностям, необходимым для видов музыкальной деятельности, относит:
- ладовое чувство – способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные;
- музыкально слуховые представления – способность прослушивать в уме восприятую музыку, состовляющую основу для музыкального вооброжения, формимрования музыкального образа и развития музыкального мышления;
- музыкально – ритмическое чувство – способность воспринимать, переживать, точно воспризводить и создовать новые ритмичекие сочетания .
- музыкальная память – усвоение знаний, умений и навыков, способствующих накоплению музыкальных впечатлений и слухового опыта, существенно влияющих на психологическую деятельность слушателя, исполнителя, композитора и педагога;
- психомоторные способности музыканта – возможность передать свое понимание содержания музыкального произведения при его исполнении.
Детская психология – важное направление в совремнной психологической науке. Она теснейшим образом связана с общей психологией, раскрывающей природу и закономерностей психичиской жизни человека.
Для решения учебных задач особенностей общей и возрастной психологии следует иметь в виду, что
1. развитие психики ребенка с самого начало есть социальный процесс;
2. развитие психики осуществляется в процессе активной деятельности самого ребенка;
3. деятельность ребенка по отношению к своей среде всегда опосредуется его отношениям со взрослым.
Методом психологического изучения развития детей являются:
А) беседа, позволяющая изучить их интересы, потребности, мотивы, поведения, а так же выявить их знания, представления, отношения к окружающим.
Б) наблюдение за ребенком или группой детей – педагог должен сформулировать цель, составить план, выделить объекты наблюдения, заметить признаки, распределить наблюдения во времени;
С) эксперимент – это изучение особенностей сенсорного воспитания, изодеятельности, изо-игры и учебной деятельности, индивидуальные различия детей одного возраста по определенному психическому проявлению; практическая цель – накопление данных о ребенке и группы в целом.:
Д) социометрия – изучения взоимоотношений детей в группе, а так же положения, которое они занимают среди сверстников;
Великая педагогика:
Описание наиболее интересных
форм и методов организации учебного процесса
Так как Франция – одна из первых стран, начавших практиковать дистанционные методы обучения, то хотелось бы поближе познакомится формами и методами организации именно этого вида обучения. В этом разделе приводятся наиболее интересные формы организации дистанционного учебного порцесса. Учебные занят ...
Подбор соответствующего реквизита и технических средств
За годы существования группы для незрячих детей в 204 дошкольном учреждении постоянно накапливался реквизит для проведения подвижных игр. Сюда входят различные звучащие принадлежности, различные по осязанию поверхности, технические средства. К звучащим пособиям относятся: Специальные браслеты – пре ...
Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности
Подготовка к самостоятельной взрослой, семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализация и интеграция в современное общество после выпуска из детского дома является серьезной и актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане. Одним из важнейших условий ...